НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Как принятие антирейдерского закона повлияет на украинский бизнес

Какова роль законопроекта №5067 для бизнеса и на какие изменения стоит обратить внимание
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

6 октября 2016 года парламент принял законопроект №5067"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты права собственности".

В народе данный законопроект получил название "антирейдерский закон". И хотя процедура его принятия не окончена (его еще должен подписать президент), это не помешало ему получить большой резонанс.

Дело в том, что основной идеей документа является ужесточение процедур, связанных с регистрацией прав на недвижимость и юридических лиц с целью защиты от рейдерства. Так, с начала 2016 года вступили в действие ряд законодательных новелл, благодаря которым зарегистрировать недвижимость или бизнес стало намного проще. Подобную либерализацию в бизнесе ждали давно и с воодушевлением приветствовали.

Но такие новеллы дали плодородную почву также для роста мошенничества и развития рейдерства в Украине, ведь "украсть" недвижимость или компанию также стало намного проще. На протяжении всего 2016 года наша компания, юридическое сообщество в целом, а также Министерство юстиции Украины сообщали о множествах случаев рейдерства и необходимости принятия радикальных законодательных мер. Одной из таких мер и стало принятие антирейдерского закона.

Итак, какова же роль законопроекта № 5067 для бизнеса и на какие изменения стоит обратить внимание.

Собственники имущества теперь будут уведомляться о перерегистрации прав на недвижимость. Законопроектом предусмотрено, что при получении документов на совершение регистрационных действий в отношении недвижимости регистратор уведомляет об этом собственника. Но не предусмотрены ни порядок и сроки такого уведомления, ни отягощающие механизмы или запреты для совершения регистрационных действий в случае неуведомления либо ненадлежащего уведомления собственника. Поэтому сама идея уведомления действительно очень важна и необходима, но для ее реализации Кабинету Министров Украины нужно разработать соответствующий порядок.

Собственники получили право по своему заявлению накладывать запрет на отчуждение своего имущества. Но стоит отметить, что такое право является ограниченным. Так, анализируя положения законопроекта, мы приходим к заключению, что такое право возникает у собственника лишь в случае, когда заявка на совершение регистрационных действий подана кем-либо. Получив информацию об этом, собственник имеет право подать регистратору заявление о запрете совершения действий. На основании такого заявления регистратор приостанавливает срок регистрации. В течение 10 рабочих дней собственник должен предоставить судебное решение о запрете совершения действий — в ином случае регистратор возобновляет срок рассмотрения документов и проводит перерегистрацию. Таким образом этот механизм позволит бизнесу в случае попытки рейдерского завладения недвижимостью, получить как можно больше драгоценного времени для защиты своих активов от мошенничества, несмотря на то, что рейдер уже "на пороге". Главное — вовремя отследить факт подачи злополучной заявки.

Регистрация прав на недвижимость на основании судебных решений будет осуществляться без участия собственника. В случае вынесения судом решения, на основании которого возникает необходимость в регистрации прав на недвижимость, такое решение передается путем обмена сведений между реестром и Государственной судебной администрацией в электронном виде. Держатель прав на реестр недвижимости принимает меры по регистрации соответствующих прав. Таким образом, правообладатель не сможет повлиять на этот процесс. До момента налаживания такого обмена информацией регистраторам предоставлено право самостоятельно регистрировать права на недвижимость на основании судебных решений по обращению заявителей (правообладателей). Но для такой регистрации должна предоставляться заверенная судом копия решения, и само решение должно быть зарегистрировано в Едином реестре судебных решений. Если решение не зарегистрировано, регистратор обязан направить соответствующий запрос в суд и самостоятельно получить копию решения.

Выписки из реестров недвижимости и юридических лиц возможно будет получить в бумажном виде, заверенные подписью и печатью регистратора. При осуществлении регистрационных действий в ЕГР в обязательном порядке оформляется выписка в электронном виде. По требованию заявителя выписка также может быть оформлена и в бумажном виде. При этом выписка подписывается регистратором и заверяется его печатью.

Отменен принцип экстерриториальности. Теперь регистрация юридических и физических лиц-предпринимателей будет производиться регистраторами только в рамках области (или Киева) по месту регистрации субъекта хозяйствования. В отдельных случаях Министерство юстиции может своим решением объединять юрисдикции нескольких областей. Напомним, что на данный момент действует принцип экстерриториальности, согласно которого регистрация юридических и физических лиц-предпринимателей производится регистраторами на всей территории Украины независимо от места регистрации заявителя. Очень часто благодаря такому принципу регистраторами в отдаленных населенных пунктах, никак не связанных с регионом деятельности компании, проводилась незаконная смена учредителей и директора компании, что значительно затрудняло процесс борьбы и защиты своих прав.

Подписи на решениях, касающихся смены данных в ЕГР, подлежат нотариальному удостоверению. Законопроект предусматривает, что подписи лиц, подписавших решение органов управления юридического лица, если эти решения касаются внесения изменений в ЕГР, подлежат нотариальному удостоверению. В данную категорию в первую очередь относятся протоколы общего собрания ООО. Таким образом, чтобы, к примеру, изменить директора, подпись в протоколе обязательно нужно заверить нотариально. Это новшество, с которым бизнес еще не сталкивался, минимизирует возможность подделки таких решений и действительно нивелирует угрозы рейдерского завладения компанией. Правда, законопроект не решил проблемы нотариального заверения договоров по отчуждению корпоративных прав — как и сейчас, они могут быть совершены в простой письменной форме, что является куда более серьезной угрозой. По нашему мнению, законодателю стоило бы предусмотреть нотариальную форму таких сделок. Отметим также, что необходимость нотариального удостоверения подписей на решениях не распространяется на государственные органы, органы местного самоуправления и их решения.

Заявление о выходе удостоверяется нотариально. Если участник юридического лица выходит из состава его учредителей, его подпись на заявлении о выходе обязательно должна удостоверяться нотариально.

Возобновлена обязанность нотариального удостоверения подписей на уставных документах. Законопроектом предусмотрена обязанность удостоверения подписей на учредительных документах нотариально. Это возврат в прошлое, но по нашему мнению это необходимо ввиду наличия высоких рейдерских угроз. Здесь стоит также отметить, что законопроект решил многолетнюю проблему, установив, что уставные документы подписываются либо учредителями, либо уполномоченными ими лицами, либо председателем и секретарем общего собрания, если такое решение было принято на собрании. Это значит, что теперь не нужно "ломать голову" над тем, как подписать новую редакцию устава ООО с большим количеством участников, когда в придачу не все из них согласны с решением его утвердить и подписать.

Увеличены сроки для обращения заявителей с жалобами на незаконные действия регистраторов в отношении недвижимости или юридических и физических лиц-предпринимателей с 30 до 60 календарных дней.

Министерство юстиции наделяется правом постоянного мониторинга законности проведения регистраторов регистрационных действия касательно недвижимости и субъектов хозяйствования. Правда, по нашему мнению, законопроект очень "сыро" регламентирует порядок такого мониторинга.

Расширено понятие противодействия законной хозяйственной деятельности как уголовного преступления. Законопроектом вносятся изменения в ст. 206 Уголовного кодекса Украины, где в состав преступления в виде противодействия законной хозяйственной деятельности дополнительно включены действия, чаще всего применимые при рейдерстве, а именно уничтожение имущества потерпевшего или захват целостного имущественного комплекса, его части или зданий, строений, земельного участка, объектов строительства, иных объектов и незаконное прекращение или ограничение деятельности в этих объектах и ограничение доступа к ним. Теперь эти действия прямо выписаны как уголовное преступление.

Таким образом, законопроект № 6057 не зря получил название антирейдерского, так как действительно предусматривает ряд механизмов минимизации угроз рейдерства для бизнеса. Но считать их достаточными, на наш взгляд, преждевременно. Впереди должна быть разработка новых механизмов совершения регистрационных действий, дополнительная законодательная работа, и самое главное — усовершенствование работы правоохранительной и судебной системы, ведь, по мнению многих, именно в них корень проблемы рейдерства в Украине.