Китайские власти вступились за госкомпании на фоне общественного недовольства

Госкомпании КНР обладают преференциями при банковском финансировании. В то же время китайским частным компаниям зачастую не удается получить займы у местных госбанков
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Государственные корпорации КНР все чаще становятся объектами общественного недовольства у себя в стране. Их доминирование, которое распространяется на множество секторов экономики — от добычи углеводородов до финансов и сельского хозяйства — не позволяет войти на рынок независимым и частным игрокам. Причиной для критики является монополия госкомпаний, в числе которых China National Petroleum Corp. (CNPC), Sinopec и China National Offshore Corp. (CNOOC), что выливается в высокие цены и неэффективность.

Центральные власти КНР не оставили госкорпорации один на один с общественным мнением и обнародовали свой ответ на критику, в котором защищается модель действующего экономического устройства государства. В ежедневной газете "Жэньминь жибао" в апреле четыре дня подряд на первой полосе размещались статьи о вкладе госкомпаний в развитие КНР. Пекин никогда не скрывал своего желания создать "национальных чемпионов", сообщалось в издании.

"В прошлом мы придерживались чистого социализма — чем больше госсобственности, тем лучше. Позже мы внесли более разнообразные формы собственности (включая частный сектор). Но государственный сектор в экономике по-прежнему играет самую значительную роль", — отметил заместитель директора Госкомиссии по надзору и управлению активами (SASAC) Шао Нин в своей заметке для "Жэньминь жибао".

Директор SASAC Цзян Цземинь, который возглавил ведомство в марте текущего года, заявил на внутреннем совещании, что госкорпорациям необходимо быть уверенными в себе. SASAC является контролирующим органом для 117 ведущих госкомпаний КНР, его задачей является управление и кардинальная реструктуризация этих фирм в частные компании.

Официальный Пекин не выступает с открытой поддержкой госкорпораций, подчеркивает доцент Университета финансов и экономики Дунбей в Даляне Ван Цзин Шэн. Однако госкомпании получают преференции при банковском финансировании, так как в секторе кредитования доминируют госбанки. В то же время частным компаниям зачастую не удается получить займы у госбанков, говорит Ван Цзин Шэн.

В связи с особым статусом госкорпорации имеют прочные связи с правительственными кругами. По статусу три китайские государственные нефтяные корпорации эквивалентны правительственным министерствам, а частые переходы сотрудников между этими компаниями и правительством вызывают опасения относительно их неподконтрольности регуляторам. Для развитых рынков такие перетасовки не являются исключительными, но законодательство, регламентирующее раскрытие конфликта интересов госслужащих, снижает риски ущерба государственным интересам.

По данным Международного энергетического агентства, приведенным в отчете от 2011 года, "руководители нефтяных госкорпораций имеют очень тесные связи с верхушкой правительства и Коммунистической партии".

Эксперты отмечают, что политика по стимулированию развития нефтегазовой индустрии КНР, которую власти начали реализовывать в 2012 году, приведет к усилению олигополии в отрасли. Китайское правительство объявило о намерении снизить пошлины на импорт оборудования для бурения сланцевых пластов и ввести субсидию в размере 0,4 юаня ($0,06) на кубометр сланцевого газа.