- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
Коалиционное соглашение: точечное реформирование ЖКХ "на скорую руку"
В конце прошлой недели, 21 ноября, пять политических сил парафировали коалиционное соглашение. Большинство пунктов этого документа, несмотря на критику многих экспертов, коалицианты оставили нетронутыми после презентации предварительного варианта соглашения. Изменения, также, не коснулись и планов по реформированию жилищной политики, который состоит из семи пунктов.
"Мы обеспечим возможность самостоятельного принятия решений собственниками многоквартирных домов по всем вопросам управления домом, привлечение кредитных ресурсов и модернизацию домов, возможность контроля качества коммунальных услуг; создадим условия для развития конкурентного рынка предоставления услуг по управлению жилыми домами; обеспечим коммерческий учет потребления населением коммунальных ресурсов; создадим условия для модернизации коммунальной инфраструктуры; обеспечим прозрачность информации об изменениях тарифов для потребителей", — обещают участники коалиции.
Delo.UA решило разобраться, достаточно ли мер прописано в коалиционном соглашении, чтобы осуществить эти обещания, и узнало экспертное мнение главы Общественного совета при Минрегионе Украины Павла Михайлиди.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЕсли реформы и будут, то не в срок
Большинство из перечисленных в соглашении пунктов могут не сработать, если их имплементация будет проводиться в спешке и основываться на политической составляющей и лозунгах. "ЖКХ всегда мешала политика, и в этих пунктах она тоже присутствует, и основательно. Некоторые заявленные программы имеют нереальный срок реализации, это видно невооруженным глазом.
Например, уже первые два пункта (1.1. Совершенствование деятельности ОСМД, в том числе путем введения обязательности решений ОСМД для всех собственников и 1.2. Создание законодательной базы для принятия решений общим собранием в многоквартирных домах, где собственники не объединились в ОСМД) будет нереально реализовать в заявленный срок — в течении первого квартала 2015 года.
То же можно сказать и о многих других пунктах соглашения. Авторы соглашения предполагают, что до конца второго квартала государство привлечет частные инвестиции для повышения енергоэффективности объектов государственной и коммунальной собственности (школы, ВУЗы, больницы и т.п.). Это нереально реализовать за такой срок.
Реформирование на "скорую руку"
В разделе коалиционного соглашения о реформировании жилищной политики не учтено самого важного — при изменении системы регулирования и создания рынка управления жильем необходимо создать также правовую основу для регулирования этих не простых правоотношений. В противном случае в системе может возникнуть хаос. Соглашение не предлагает модели создания эффективной системы регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами, построения рабочей системы накопления с целью проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов и создания сети общественного контроля в ЖКХ.
Я бы не сказал, что это комплексная реформа, которая даст толчок к системным изменениям и проведении модернизации в ЖКХ. Здесь, скорее всего, определенные некоторые точечные изменения, стратегические, но не комплексные. И это плохо, что они не комплексные.
Кроме того, в подписанном варианте документа нет основ для создания конкурентной среды на рынке ЖКХ.
Чего ждать жильцам и коммунальщикам
Предложенные меры скорее всего никак не повлияют на жильцов, но могут и наоборот ухудшить обстановку. Это можно объяснить отсутствием комплексного анализа так называемой "реформы" и довольно быстрых сроках ее реализации, указанных в Коалиционном соглашении. Без наличия вектора — куда мы движемся, без участия в этих реформах ученых, представителей собственников многоквартирных домов, ресурсоснабжающих компаний, без экспертов — ничего хорошего не получится.
В свою очередь поставщики услуг могут от реформы только выиграть. В предложенных решениях видна рука некоторых собственников ОСМД.
Вопрос денег
Реформа ЖКХ — это вечный процесс, для реализации нормальной реформы потребуются года. Вопрос в том, сколько государство будет готово потратить на ее проведение. Разработка правовых механизмов для реализации изменений, принятие, реализация, адаптация и корректировка, информационно-просветительская кампания — все эти шаги стоят не малых вложений. Для самой же модернизации и проведения капитальных ремонтов и тепломодернизации многоквартирных домов, в частности 9-этажек советской постройки, потребуются миллиарды. Сколько — никто не знает, но много.
Чтобы эту цифру не увеличить — необходимо создать не только эффективные механизмы регулирования деятельности по управлению многоквартирных домов, вовлечь бизнес в этот новый рынок, но и построить эффективную систему общественного контроля. Потому что если не будет контроля от заказчика, услуга будет некачественной априори, и средства снова будут разворовываться, только уже не в ЖЭКах, а в частных управляющих компаниях.