Майдан появился потому, что власть не слышала людей — омбудсмен

Омбудсмен Валерия Лутковская рассказала о факторах, которые привели к массовым жертвам во время акций протеста

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская заявила, что сделала все от нее возможное во время акций протеста в Украине. Об этом она заявила на пресс-конференции в пятницу.

"Сотрудники офиса, руководитель департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма и я лично были 24 часа в сутки семь дней в неделю на связи с общественными активистами. Мы постоянно присутствовали во всех райотделах… Мы постоянно были в больницах скорой помощи, постоянно были на связи с 17-й больницей для того, чтобы подтверждать информацию, опровергать, узнавать информацию..." — рассказала омбудсмен.

Кроме того, Лутковская рассказала Delo.UA о том, почему, по ее мнению, акции протеста закончились таким трагичным образом.

Так, омбудсмен проанализировала прошедшие события и видит основную проблему в том, что власть не услышала людей.

"Если анализировать вопрос в целом, то могу сказать, что у многих протестующих на Майдане был вопрос о том, кто организовал активные акции на Банковой. Многие называли этих людей провокаторами. Но через некоторое время сложилось впечатление, что Майдан будет так стоять еще долго и не будет услышанным", — рассказала она.

По ее словам, проблема в том, что у власти нет обязательства услышать народ, который собрался на мирные акции протеста. Все события, которые происходили потом, были спровоцированы тем, что такой обязанности власти нигде не прописано — это основная проблема, считает омбудсмен.

Поэтому Лутковская считает, что в дальнейшем нужно разработать механизм, согласно которому власть была бы обязана при появлении акций протеста сразу реагировать и начинать переговоры.

"Если бы власть начала переговоры с людьми, таких событий и стольких жертв могло бы и не быть", — считает омбудсмен.

Также второй большой проблемой Лутковская считает неопытность милиции и непонимание происходящего. "Мне кажется, что основная причина тех действий милиции, которые мы наблюдали, они просто не знали, что им делать. Причем те злодейские приказы, которые отдавались, были настолько спонтанными, что никто не мог их предусмотреть", — рассказала она.

По словам омбудсмена, командующие спецподразделениями могли не исполнять преступные приказы — теоретически такая возможность предусмотрена Конституцией. Другой вопрос, что при отдаче приказа и анализом того, что он преступный, времени очень мало.

"Поэтому нужно предусмотреть четкие правила, настолько прозрачные и понятные, чтобы у каждого милиционера в голове был алгоритм, как реагировать на те или иные приказы и действия. Такие правила должны быть заложены в первую очередь в головы тех, кто называет себя работником правоохранительных органов", — считает она.