НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Могилев: Мы хотим изменить восприятие Крыма как сугубо пляжного курорта

Какие деньги Крым зарабатывает, сколько и на что тратит, и сколько надеется получить от государства и грантодателей в эксклюзивном интервью Delo.UA рассказал Анатолий Могилев, председатель Совета министров Крыма

Вокзал — первое, что видит большинство туристов, приезжая в Симферополь. Визитка города. Визитка, надо сказать, не самая удачная — спящие на полу и подоконниках люди разных социальных сословий, "мафия" таксистов-нелегалов, которые все также навязчиво предлагает "недорого" довезти до места назначения. А вот сам город производит уже менее удручающее впечатление. Приятный сюрприз, например, — современные троллейбусы, где не только чисто и просторно, но есть даже бесплатный Wi-Fi. Из "базара-вокзала" Симферополь постепенно превращается в ухоженный, почти европейский городок.

Туризм — один из главных источников наполнения бюджета Крыма. У полуострова сейчас очень серьезная конкуренция. Сочи, где к Олимпиаде-2014 построена современная инфраструктура, оттянет на себя большую часть российских туристов, которые до этого отдыхали в Крыму. Не дают забывать о себе и Турция, и другие Средиземноморские курорты. Скажите, что делает ваше правительство в сфере туризма , чтобы выиграть в такой жесткой конкурентной борьбе?

- Конечно, Россия вкладывает больше денег в создание огромной инфраструктуры с уровнем выше, чем в Крыму. Мы понимаем, что РФ через различные фонды и профсоюзные путевки будет направлять своих людей в Сочи. Но тут важно указать, что у них отдых дороже, чем в Крыму. Так, Министерство курортов Крыма провело анализ цен на черноморских курортах России, Румынии и Болгарии (Сочи, Анапа, Геленджик, Краснодар, Варна, Констанца, Ялта, Алушта, Евпатория и Саки). Выяснилось, что отдых в Крыму на 15-20% дешевле, чем в России.

Чтобы выиграть конкуренцию, мы поставили себе за цель вернуть Крыму статус круглогодичного оздоровительного курорта. Ведь полуостров еще и в царские времена славился как здравница, но в последние 20 лет многое было упущено. Мы сегодня проводим масштабную информационную кампанию, чтобы изменить восприятие Крыма как исключительно пляжного курорта.

К тому же мы приняли решение развивать инфраструктуру западного и восточного Крыма, которые в настоящее время мало освоены. Хочу обратить внимание, что в Крыму самое большое количество пляжей, чем во всех странах Черноморского бассейна вместе взятых. Но мы все еще не используем по максимуму это преимущество.

Давайте посмотрим на туризм с точки зрения маркетинга. Например, в Турции относительно небольшая Анталия принимает 25 млн туристов в год, тогда как весь Крым уже несколько лет, фиксирует около 6 млн. Какой маркетинговый бюджет на год в Крыму и как он используется?

— Мы внимательно изучаем опыт стран, успешных в туризме. Например, закон Турецкой Республики от 1982 года о поощрении туризма действительно сделал Анталию одним из лидеров туристической отрасли.

Мы четко понимаем, что успешность региона зависит от рационального использования и продвижения своих конкурентных преимуществ. Главный козырь Крыма — природные лечебные факторы, которые нужно качественно предложить потенциальному покупателю. Поэтому мы разработали и внедряем особую маркетинговую политику, чтобы восстановить туристическую сеть, которую мы потеряли после распада Советского Союза. К настоящему времени открыты туристические офисы Крыма в Риге, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Екатеринбурге, Минске и Баку, в Сыктывкаре и других городах. Именно в последние два года, мы участвуем в большинстве туристических выставок в Европе и Азии. Мы в них выступаем как отдельный туристический комплекс Украины. Крым также стал рекламироваться в журналах на разных линиях европейских авиакомпаний. Работа уже дает результаты и это подтверждают цифры: зимой и весной этого года поток туристов, прибывших на оздоровление, вырос на 20%.

Министерство курортов и туризма Крыма не дает четкой информации о том, как проводится подсчет количества и качества туристов. Насколько известно, только 20% туристов отдыхают в Крыму цивилизовано, а 80% — "дикарями". Какой экономический эффект от пребывания 6 млн туристов в сезон?

- Статистика количества туристов ведется по косвенным показателям. К примеру, мы смотрим насколько возрастает потребление хлеба в Крыму за месяц и по нему можно примерно подсчитать норму приехавших людей. Также мы просчитываем систему продаж авиа, ж/д билетов, движение автомобильного транспорта и это косвенно определяет число приехавших к нам людей. Население Крыма за каждый летний месяц возрастает в два раза. За три месяца Крым посещают 6 млн людей.

Хорошо это или плохо? В прошлом году крымские отели и санатории заплатили, в общей сложности, 470 миллионов налогов. К сожалению, в этих объектах останавливается лишь четверть от общего турпотока. Почти 4 миллиона размещаются в частных мини-гостиницах и домовладениях. Украинские законы позволяют им платить только 1% туристического сбора. Это очень либеральные условия для ведения малого бизнеса даже по сравнению со странами Евросоюза. По нашим подсчетам, шесть миллионов туристов создают потребительский рынок в Крыму на 40 миллиардов гривен. Но большинство денег из этой суммы сегодня уходит в другие регионы Украины и за рубеж. И сейчас наша задача остановить "утечку туристических денег" из Крыма.

Реформирование должно предполагать легализацию теневого сектора туристического бизнеса. Какую работу вы ведете с предпринимателями, чтобы привести их работу в цивилизованное русло?

— Прежде всего, мы разработали и внедрили комплекс нормативных актов, чтобы расставить точки над "i". Например, в частном домовладении можно за плату принимать до 30 человек и при этом сохранять статус частного дома. Это европейская норма и она позволила нам легализовать более 4,5 тысяч частных усадеб, которые больше 10 лет существовали "вне закона". Сейчас Министерство курортов и туризма Крыма наладило с ними контакт и помогает цивилизованно работать в туристическом бизнесе.

К сожалению, нам предстоит еще очень большая работа, чтобы вывести из тени мини-отели, где более 30 койко-мест. Это не так просто, потому что в Крыму до недавнего времени существовало такое уникальное юридическое понятие — вдумайтесь в то, что я скажу — одноквартирный пятиэтажный дом. Это значит, что люди получали земельные участки в 10 соток и возводили дом в 5 этажей, который используют как мини-отель, но по документам он оформлен как жилой дом для одного человека. Подобные объекты ложатся громадной нагрузкой на инфраструктуру, потому что потребление воды, электроэнергии, газа и канализация не рассчитаны адекватно. Такое явление стало возможным из-за правового беспредела, который был в свое время. Вот сейчас мы это все приводим в соответствие. Человек, который зарабатывает деньги на этом бизнесе, должен понимать, что надо платить налог, который пойдет на развитие инфраструктуры этого же поселка.

В Европе каждый город знает, сколько рабочих мест создает туристическая индустрия и какой доход она приносит. В Крыму же рентабельность туриндустрии все еще считают только по количеству оплаченных налогов. Почему Крым до сих пор не имеет понятной картины об экономической структуре туризма?

— Именно над созданием такой "понятной картины" мы и работаем. Самой эффективной методикой туристическо-экономического анализа признана методика Всемирной туристической организации при ООН и Евросоюз помогает Крыму перейти на эту методику. Так, год назад ЕС выделил автономии 5,5 миллионов евро на поддержку реформирования курортной отрасли. Поэтому минкурортов АРК совместно со специалистами из Эстонии, Великобритании, Испании и Австрии работают над тем, чтобы правильно развивать инфраструктуру и создают концепции развития отдельных регионов полуострова. Крым, безусловно, является самой удачной площадкой для имплементации европейских стандартов в нашей стране, в том числе в области туризма.

Парки всего мира открыты для посещения туристов и в Крыму таких зон тоже много. Но, например, в Ялтинский горный лесной заповедник или Карадаг попасть сейчас невозможно. С чем это связано?

— Во-первых, национальный парк — это заповедник. Попасть туда можно только по специальному разрешению. Каждое лето мы закрываем лесные массивы в связи с повышенной пожароопасностью. Крымские леса, особенно на ЮБК, в основном сосновые. Малейшая искра вызывает пожар. Гасить пожар в условиях горного Крыма крайне тяжело.

Во-вторых, мы только сейчас начинаем отрабатывать цивилизованные маршруты для посещения таких мест как Карадагский заповедник, отдельных лесов и так далее. Это значит, что инструкторы проведут туристов по этому маршруту с остановками на подготовленных стоянках, где они могут отдохнуть.

Маркирование вот этих туристических трасс в этом году делали чешские специалисты. В Крыму нет своих квалифицированных людей?

— Мы используем все возможности для возрождения и развития туристической индустрии Крыма. Посольство Чехии действительно выделило денежный гранд на маркировку туристических троп. При этом работу выполняют наши крымские специалисты. Деньги на эти цели также выделены из республиканского бюджета. Сегодня разработаны стандарты маршрутов горных троп с использованием чешского опыта. Уже маркировано более 500 км маршрутов. Задача — сделать эти маршруты максимально удобными и безопасными для туристов. Тогда эта услуга будет востребованной.

В этом году многие чиновники устраивали показательное очищение пляжей от незаконных ограждений, которыми предприниматели самовольно ограждали территорию пляжей. Например, мэр Ялты многократно срезал ограждения, но на его месте появлялось новое. Получалась какая-то борьба с ветряными мельницами. Это пример того, что власть не может или не хочет навести порядок в зонах отдыха?

— Безнаказанность на протяжении многих лет, когда вопросами доступности пляжей никто не занимался, у некоторых деятелей породила чувство вседозволенности. Любой незаконный забор на крымском побережье — это удар по имиджу Крыма. Мы заявляем, что время предупреждений закончилось. По всем выявленным фактам мы принимаем жесткие меры. Конечно, переломить ситуацию в один день нелегко. Иногда это требует длительных судебных разбирательств.

В этом году по моему поручению создан перечень пляжей общего назначения со свободным доступом. В список вошли порядка 300 пляжей, где за плату могут предоставляться услуги пляжного сервиса. При этом территория с платным пляжным инвентарем не должна превышать 30%. Это еще не окончательный список, он постоянно обновляется и добавляется.

В случае незаконных поборов советую крымчанам и нашим гостям сразу обращаться на телефонную линию Совета министров: 0-800-505-525. 0-800-500-222

Если я правильно понимаю, я на пляж могу зайти бесплатно, а услугу получить отдельно?

— Да, абсолютно верно. Конечно, я допускаю мысль, что стереотип поведения Остапов Бендеров у некоторых предпринимателей еще сохранился. Обогащение на крымской земле, особенно на побережье — это спрут, который за один день не победить. Но темп, безусловно, мы взяли хороший. Для сравнения, в 2009 году свободных пляжей в Крыму было всего 64, сегодня — уже порядка 300.

Скажите, какой объем инвестиций и в какие отрасли Крыма поступили в прошлом году?

- За два минувших года объем иностранных капиталовложений вырос более чем в два раза. На начало этого года объем прямых иностранных инвестиций в Крым составил почти 1,5 миллиардов долларов США.

Значительная доля из них приходится на альтернативную энергетику. Только на развитие солнечной энергетики направлено порядка 600 миллионов евро. Крым обладает колоссальным потенциалом для активного использования энергии солнца, ветра, термальных источников и биоресурсов. В прошлом году в Крыму за счет использования энергии ветра и солнца потребление природного газа уже сократили на 90,5 млн кубометров.

Если говорить о туризме, то в подготовку к туристическому сезону этого года более 1,2 млрд гривен вложил и бизнес (в прошлом году — 1 млрд грн). В частности, к этому сезону в Крыму открылись более 20 санаторно-курортных объектов, в том числе мировых курортных сетей. К примеру, в Судаке после реконструкции открылся отель "Soldaya Grand Hotel", в Саках инвестор восстановил санаторий "Сакрополь", в Феодосии — круглогодичный комплекс "Афродита", а в Алуште построен новый отель "Radisson resort and SPA-Alushta".

ФОТО: Андрей Любимов