НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,16

42,10

EUR

44,15

43,99

Налогообложение digital: Какой путь выберет Украина

В рамках "Плана BEPS" большинство стран мира работают над возможностью контролировать "цифровые" налоговые преступления. Чего ждать в этой связи украинским digital-предпринимателям

Уже давно интернет перестал быть просто способом обмена информацией между его пользователями. Сейчас это еще и площадка для построения, продвижения и ведения бизнеса. Вряд ли кто-то может спорить с тем, что первое, что приходит на ум при мысли предпринимательства на просторах всемирной паутины — это "интернет торговля".

В ней уже сформировался свой рынок и секторы такого рынка:

1. "Реальная" торговля — более традиционная. Ее суть в том, что интернет используется исключительно, как средство связи между продавцом и покупателем, а предмет их сделки реален, и его можно "потрогать" в реальном мире.

2. Цифровая или digital торговля — относительно новая отрасль мировой экономики. Само название говорит за себя — обе стороны сделки не имеют в начале и не получают в итоге сам предмет сделки в каком-то осязаемом виде вне сети.

Естественно, что первый тип торговли, являясь более классическим, понятнее и привычней. Самые значимые игроки — мировые Walmart и Amazon, или украинская "Розетка". В мире за 2016 год совершили покупки в интернете 1,61 миллиарда пользователей сети, а сумма средств, потраченных за этот период на такие покупки, достигла $1,9 трлн. И что самое важное для государства, — такие продажи и покупки можно хоть как-то контролировать и облагать налогами. Хотя это не простой вопрос.

А что же с цифровой торговлей? Ведь именно в ней сейчас отмечается скопление большей части финансов мира, которые направлены на рекламу. Тут же и покупка онлайн-книг, тренингов, музыки, консультаций и другого.

С этой категорией интернет-торговли все сложнее. Цифровые продажи ряда компаний оставались или вне действия фискальных органов, или компании смогли выбрать налоговую резидентность, законодательство, и контролирующие орган, структурируя свой бизнес соответственно.

Сегодня ситуация начинает кардинально меняться.

Стоит напомнить, что еще в 2015 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) после консультаций и совещаний с министрами финансов стран "большой двадцатки" представила заключительный доклад по методам борьбы с уменьшением налоговой базы и выведением прибыли из-под налогообложения, известный как "План BEPS".

В Плане закреплены 15 необходимых мер для пересмотра условий международного налогообложения, в том числе и касательно возможности контролировать "цифровые" налоговые преступления. Так и звучит первая мера Плана — "Справиться с вызовами цифровой (digital) экономики". Ее суть в том, что государства должны совместными усилиями эффективно облагать налогами интернет-продажи, в том числе контролировать оплату НДС по месту предоставления товара покупателю.

В ноябре 2017 года идея цифрового налогообложения снова стала первой на порядке дня ОЭСР. В США на протяжении шести часов проводилась публичная консультация на тему "Как бороться с интернет вызовами для целей налогообложения".

А всего месяцем ранее, в сентябре 2017 года, на встрече министров финансов стран-членов Европейского Союза в Таллине, Франция и Германия выступили с инициативой обязать интернет-продавцов платить налоги не в странах своей регистрации, а там, где такие предприниматели получают фактическое вознаграждение. Главными "неплательщиками налогов" были объявлены Google и Facebook.

Сама идея о месте уплаты налогов уже не первый год обсуждается в ЕС и не только. Чего стоит хотя бы одно из громких судебных разбирательств Италии и сайта Amazon на сотни миллионов долларов якобы неуплаченных компанией налогов в Италии.

Идея не была поддержана всеми государствами. Так, Люксембург и Ирландия выступили против, хотя они и являются чаще всего "налоговыми убежищами" для цифровых интернет-продавцов.

И теперь ЕС пытается найти компромисс между необходимостью реформирования налогового законодательства Содружества и отказом части стран-членов от таких реформ. Пока без заметных результатов — все проходит в формате встреч и диалогов.

Новатором в этом вопросе можно назвать Италию. Страна приняла первой не только в ЕС, но кажется, и в мире, закон про интернет или так называемый web налог 29 декабря 2017 года (как подарок под елку для бюджета). Предложенная ставка налога относительно невысока — всего 3% от стоимости каждой интернет-покупки. Италия до конца не определилась с субъектами налогообложения, но озвучила план, согласно которому в апреле 2019 года система сбора этого налога заработает.

Планируется, что за год ее работы получится собрать таким образом больше 200 миллионов долларов США в бюджет страны. Инициативу можно назвать вызовом для компаний-гигантов Amazon, Apple, Facebook и Google.

К слову, родина Google, США, тоже не осталась в стороне. В ответ Италии, или просто приняв реалии нового мира, Верховный Суд США 12 января 2018 года вынес уникальное решение, которое создало новый в истории американского налогового права прецедент. А именно, суд решил, что налоговая служба штата может облагать налогом продавца товаров в интернете, если он получил выручку в этом штате, даже если и зарегистрирован как налогоплательщик в другом штате страны. Такой прецедент многое меняет.

Получается, что налоги добрались и до интернета, и возможность увеличения поступлений в государственный бюджет оправдывает связанные с внедрением новой системы налогообложения расходы.

Фактически путь на поиск налогов в сфере цифровой торговли взят контролирующими органами многих стран. Как было сказано выше, в США и Италии уже сделаны законодательные либо прецедентные шаги, а Германия, Франция и Испания заявили, что собираются последовать их примеру.

Учитывая нынешние евроинтеграционные процессы Украины, можно уверенно ждать заявлений от Министерства финансов или Государственной фискальной службы Украины про принятое решение поработать над законодательством в этом направлении.

С другой стороны, вряд ли можно говорить уверенно о реальных перспективах в Украине развития интернет-налогообложения. Необходимость внедрения таких уже сейчас требует анализа.

Если же говорить о текущей ситуации украинских интернет-предпринимателей, то занятые в реальных продажах уже оплачивают налоги, а те, которые работают в цифровых продажах, нуждаются в развитии, чтобы достигнуть уровня оборота западных конкурентов. Интернет-сборы только помешают такому развитию, как возможно, и всему цифровому рынку Украины.

Ведь именно невысокая цена за качественный продукт делает украинских производителей digital продукции конкурентоспособными на европейском и американском рынках. Что и делает нашу страну фактически лидером по продажам за рубеж такой продукции среди стран постсоветского пространства.

Пойдя по пути налогообложения интернет-торговли стран с развитой экономикой, Украина скорее потеряет, чем найдет. Даже без таких возможных обременений, так и не состоялась сделка по покупке мировым гигантом Amazon крупного в Украине игрока "Розетка". Одной из главных причин, озвученных в связи с таким решением, было и нежелание Amazon подвергать всю свою сеть таким затратам, что возникли бы уже после самой покупки из-за сложной и не самой благоприятной для иностранного инвестора системы налогообложения и контроля бизнеса.

Таким образом, интернет-бизнесу в Украине остается только гадать, какой вектор выберет власть. Естественно, для бизнеса привлекательней является позиция Ирландии, Мальты или Люксембурга, которые решили создавать максимально приятные условия для развития интернет-бизнеса. Но даже если будет принято другое решение, есть надежда на то, что ставка будет невысока, и система оплаты такого интернет налога будет проста.