Налоговый кодекс: международные компании могут пойти в суды

Президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски рассказал, каким хотят видеть налоговое законодательство крупные стратегические инвесторы, и что может вынудить международные компании отстаивать свои интересы в судах

Торговая Палата в Украине (Палата) продолжает концентрировать свое внимание и усилия на процессе подготовки и принятии Проекта Налогового Кодекса (ПНК), который, по мнению властей, должен стать новым этапом на пути улучшения национального инвестиционного климата.

Представляя интересы крупных стратегических инвесторов, которые неуклонно следуют нормам украинского законодательства и вносят значительный вклад в развитие национальной экономики, Палата разработала 20 основных пунктов, которые, по нашему мнению, должны быть отражены в ПНК и позволят устранить разногласия в видении системы налогообложения.

Прежде всего, основной налоговый документ должен внести долгожданную стабильность для инвесторов, которые привыкли вести бизнес на законных основаниях и в предсказуемой среде, а также хотят продолжать инвестировать в украинскую экономику. Именно поэтому важно, чтобы Налоговый кодекс в действительности стал платформой стабильности и прозрачности, предусматривая период адаптации любых новшеств в правилах ведения «бизнес игры».

Нельзя не подчеркнуть тот факт, что редакция Проекта Налогового Кодекса, принятая 7 октября 2010 года (законопроект №7101-1 принятый Верховной Радой в первом чтении. – «ДЕЛО»), содержит существенные потенциальные вызовы для ведения законного бизнеса в Украине. Так, в частности особую обеспокоенность у представителей бизнеса, которые являются членами нашей ассоциации, вызвало положение об отнесении к валовым расходам роялти и оплаты за услуги, которые оплачиваются нерезидентами. Эта норма ПНК может стать преградой на пути обеспечения крупными производителями украинских потребителей первоклассными инновационными продуктами и услугами, что не может не вызывать чувства тревоги.

Конечно, Палата осознает, что такие шаги правительства направлены на предотвращение незаконных налоговых схем, которые используются непрозрачным бизнесом для сокращения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий в Украине.

Роялти и оплата за услуги являются общепринятыми во всем деловом мире и направлены на распределение соответствующих расходов на лиц, которые получают экономическую выгоду от прав и услуг интеллектуальной собственности. Мы признательны за приглашение вступить в продуктивный рабочий диалог с органами власти, в частности с Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, на этапе завершения разработки основного налогового документа страны и надеемся на продуктивность сотрудничества.

Следует отметить, что большинство международных компаний рассматривают роялти как плату за законное право использовать интеллектуальную собственность. К тому же, для большинства компаний роялти являются основным доходом (например, ТВ каналы, лицензированные разработки программного обеспечения и распространения).

Очень часто международные компании имеют штаб-квартиры или международные сервисные центры, которые расположены за пределами Украины и осуществляют свою деятельность в интересах группы в целом и для каждого отдельного филиала. Спектр услуг может быть довольно широким: консультационные услуги, техническая поддержка, исследования и разработки, ИТ и другие услуги в зависимости от отрасли, в которой работает компания.

Эта всемирно принятая практика позволяет международным компаниям поддерживать их экономическую эффективность на глобальном и национальном уровнях, и гарантировать высокое качество конечного продукта или услуги.

Необходимо подчеркнуть, что между Украиной и многими зарубежными странами подписано соглашение о ликвидации двойного налогообложения во избежание дискриминации иностранного бизнеса против украинских коллег. Поэтому существует угроза судебных разбирательств для страны, поскольку международные компании могут ссылаться на эти договоры в борьбе за свое право на налоговый вычет роялти.

Мы обозначили свою позицию, акцентируя внимание на угрозах для инвестиционного имиджа Украины, в связи с чем соседние страны могут оказаться намного привлекательней для инвесторов. Именно поэтому, понимая дополнительные вызовы, с которыми страна может столкнуться в ближайшее время, руководство страны должно избежать запрета на отнесение к валовым расходам роялти и плату за услуги, которые оплачиваются иностранным поставщикам.

Стоит напомнить, что к примеру, когда украинские предприятия расширяются на зарубежных рынках, появляется необходимость в привлечении иностранных поставщиков услуг, чтобы консультировать их по вопросам ведения бизнеса, не связанного с внутренним рынком. Эти расходы имеют четкую цель для бизнеса, в связи с чем их налоговый вычет должен быть логическим и экономически оправданным.

Безусловно Палата, как надежный партнер Правительства Украины, является сторонником принятия справедливого Налогового Кодекса, цель которого – обеспечение конкурентоспособности и привлекательности Украины для иностранных и национальных инвесторов. Проект Налогового Кодекса является одной из основных возможностей для Украины для создания более конкурентоспособной налоговой юрисдикции и проявления своей прозрачности и открытости для международного бизнеса.

Несмотря на все «за» и «против» нового документа, мы уверены, что Налоговый кодекс должен поддерживать добросовестных плательщиков налогов для прозрачности и справедливости крупного бизнеса. Палата, как главный представитель инвестиционного сообщества, верит в принятие справедливого документа, который станет платформой стабильности и улучшения налогового законодательства, которое, в свою очередь, способно обеспечить позитивное развитие экономики Украины.

Главные условия, которых по мнению Американской торговой палаты следует придерживаться и избегать в при разработке Налогового кодекса здесь