Сегодня парламент планирует наконец вернуться к рассмотрению законопроекта о государственной службе, принятый в первом чтении весной этого года. Этот документ в случае принятия станет главным инструментом как для дальнейших систематических изменений в государственном управлении, так и в других сферах.
Материальная составляющая
Если сравнивать этот закон с действующим (от 1992-го г.), то он, безусловно, перспективен и нацелен на реалии сегодняшнего дня. Однако несмотря на позитивное содержание законопроекта, очевидны его недостатки и риски.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на уровень зарплаты госслужащих, который предлагается новым законом. Как известно, выбирая профессию или место работы, человек, безусловно, ищет место "пожирнее". Он учитывает перспективы роста и уровень заработной платы. Законопроект о госслужбе предполагает, что уровень зарплаты чиновника будет на уровне 2-14 минимальных зарплат. Иными словами, госслужащим, которые отвечают (будут отвечать) за реализацию на практике реформ в той или иной сфере, предлагают "студенческую" зарплату. А ведь чиновникам по-прежнему нельзя будет подрабатывать в частном секторе. Компенсатором могла бы стать повышенная пенсия в перспективе. В таком случае эксперты высокого класса с опытом и знаниями пришли бы на госслужбу даже при низком уровне оплаты труда. Однако и эту привилегию законопроект снимает. О каком качественном кадровом наполнении госорганов в таком случае можно говорить?
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКроме собственно зарплаты, нужно четко детализировать систему социального обеспечения госслужащих и закрепление определенных гарантий. В законопроекте эти нормы размыты.
Комплексная реформа госслужбы
Кроме этого, есть смысл дополнить документ нормами о запрете проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации госорганов до реализации комплексной функционально-организационной реформы системы органов государственной власти.
На наш взгляд, обновлению государственной службы должно предшествовать глубокое комплексное функциональное обследование всех органов государственной власти, на базе которого нужно сформировать план новой функционально-организационной структуры системы органов власти. Новые оптимизированные функции позволяют сократить ненужные услуги, процедуры и должности и повысить зарплаты, эффективность и качество работы государственной службы.
Имидж — все
Таким образом, стратегия должна строиться на подобном анализе, а новые принципы государственной службы должны вступать в действие после целого комплекса изменений.
Иначе какой смысл сегодня обновлять госслужбу, тратить ресурсы на конкурсы, если завтра снова будет очередная реорганизация? Перспектива краткосрочной низкооплачиваемой службы не добавит имиджа и качества работе чиновников.
Переходной период
Переходный период, установленный законопроектом (2 года), вообще-то позволяет это сделать. Но в то же время и не защищает руководителей от бессмысленных постоянных обновлений кадров. Надолго люди с упомянутым выше уровнем зарплаты на госслужбе не задержатся. А если и задержатся, то они будут иметь невысокий квалификационный уровень. В результате государство будет тратить дополнительные средства на повышение квалификации возможно ненужных в будущем служащих.
Уполномоченный стратег
Сейчас в кабинетах власти обсуждается возможность введения должности правительственного уполномоченного по вопросам реформирования госуправления, который будет ответственным за административную реформу и реализацию Стратегии реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления в Украине на период до 2017 года.
По мнению экспертов, основной функцией правительственного уполномоченного должна стать именно имплементация норм закона, инициирование кадрового обновления госслужащих, введение новых стандартов государственной службы, в том числе на уровне подзаконных актов.
СПРАВКА
В первом чтении законопроект был принят с двадцатой попытки в апреле 2015 года. В течение последних полутора месяцев профильный парламентский комитет рассмотрел более 1200 поправок. Принятие закона о госслужбе является условием для получения Украиной финансовой помощи в 800 млн евро от ЕС на реформирование государственной службы в Украине.