НБУ курс:

USD

41,22

+0,05

EUR

46,15

+0,20

Наличный курс:

USD

41,51

41,44

EUR

46,30

46,11

Новации и риски проекта закона о госслужбе

Как любую из реформ для наведения порядка в стране нельзя провести без судебной реформы, так и реформы в исполнительной власти нельзя реализовать без кардинальных изменений государственной службы. Для этого был разработан проект закона о госслужбе. Эксперт из Института общественно-экономических исследований проанализировала плюсы и минусы документа, который сегодня должны рассмотреть в Верховной Раде
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Сегодня парламент планирует наконец вернуться к рассмотрению законопроекта о государственной службе, принятый в первом чтении весной этого года. Этот документ в случае принятия станет главным инструментом как для дальнейших систематических изменений в государственном управлении, так и в других сферах.

Материальная составляющая

Если сравнивать этот закон с действующим (от 1992-го г.), то он, безусловно, перспективен и нацелен на реалии сегодняшнего дня. Однако несмотря на позитивное содержание законопроекта, очевидны его недостатки и риски.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на уровень зарплаты госслужащих, который предлагается новым законом. Как известно, выбирая профессию или место работы, человек, безусловно, ищет место "пожирнее". Он учитывает перспективы роста и уровень заработной платы. Законопроект о госслужбе предполагает, что уровень зарплаты чиновника будет на уровне 2-14 минимальных зарплат. Иными словами, госслужащим, которые отвечают (будут отвечать) за реализацию на практике реформ в той или иной сфере, предлагают "студенческую" зарплату. А ведь чиновникам по-прежнему нельзя будет подрабатывать в частном секторе. Компенсатором могла бы стать повышенная пенсия в перспективе. В таком случае эксперты высокого класса с опытом и знаниями пришли бы на госслужбу даже при низком уровне оплаты труда. Однако и эту привилегию законопроект снимает. О каком качественном кадровом наполнении госорганов в таком случае можно говорить?

Кроме собственно зарплаты, нужно четко детализировать систему социального обеспечения госслужащих и закрепление определенных гарантий. В законопроекте эти нормы размыты.

Комплексная реформа госслужбы

Кроме этого, есть смысл дополнить документ нормами о запрете проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации госорганов до реализации комплексной функционально-организационной реформы системы органов государственной власти.

На наш взгляд, обновлению государственной службы должно предшествовать глубокое комплексное функциональное обследование всех органов государственной власти, на базе которого нужно сформировать план новой функционально-организационной структуры системы органов власти. Новые оптимизированные функции позволяют сократить ненужные услуги, процедуры и должности и повысить зарплаты, эффективность и качество работы государственной службы.

Имидж — все

Таким образом, стратегия должна строиться на подобном анализе, а новые принципы государственной службы должны вступать в действие после целого комплекса изменений.

Иначе какой смысл сегодня обновлять госслужбу, тратить ресурсы на конкурсы, если завтра снова будет очередная реорганизация? Перспектива краткосрочной низкооплачиваемой службы не добавит имиджа и качества работе чиновников.

Переходной период

Переходный период, установленный законопроектом (2 года), вообще-то позволяет это сделать. Но в то же время и не защищает руководителей от бессмысленных постоянных обновлений кадров. Надолго люди с упомянутым выше уровнем зарплаты на госслужбе не задержатся. А если и задержатся, то они будут иметь невысокий квалификационный уровень. В результате государство будет тратить дополнительные средства на повышение квалификации возможно ненужных в будущем служащих.

Уполномоченный стратег

Сейчас в кабинетах власти обсуждается возможность введения должности правительственного уполномоченного по вопросам реформирования госуправления, который будет ответственным за административную реформу и реализацию Стратегии реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления в Украине на период до 2017 года.

По мнению экспертов, основной функцией правительственного уполномоченного должна стать именно имплементация норм закона, инициирование кадрового обновления госслужащих, введение новых стандартов государственной службы, в том числе на уровне подзаконных актов.

СПРАВКА

В первом чтении законопроект был принят с двадцатой попытки в апреле 2015 года. В течение последних полутора месяцев профильный парламентский комитет рассмотрел более 1200 поправок. Принятие закона о госслужбе является условием для получения Украиной финансовой помощи в 800 млн евро от ЕС на реформирование государственной службы в Украине.