Новому поколению 30-летних не хватает дисциплины — Ирина Бекешкина

На днях украинский историк Ярослав Грицак в своей колонке в издании Insider обвинил нынешнее поколение 30-летних украинцев в нежелании объединяться в политические партии. Delo.UA поговорило на эту тему с социологом Ириной Бекешкиной

В своей статье историк Ярослав Грицак назвал нынешнее поколение "красивое, шумное — но импотентное". Что вы думаете по этому поводу? Вы согласны с этим тезисом?

Вообще-то Ярослав Грицак говорил о молодежи 25-30 лет, а реально — о тридцатилетних и довольно точно выразил некоторые особенности этого поколения. Это хорошо продемонстрировали события на Майдане. Молодые люди смогли молниеносно организовать Майдан. Надо лекарства — будут лекарства, надо теплая одежда — будет одежда. Это касается и кухни и уборки. Дочь моей знакомой была на Майдане, несмотря на то, что у нее грудной ребенок. Когда мама возвращалась с работы, она оставляла на нее ребенка и шла на Майдан готовить еду или убирать. Кстати, после Майдана она совершенно перестала интересоваться политикой

Но это все горизонтальное взаимодействие. Это поколение показало, что оно может легко организовать какие-то вполне конкретные действия. Однако я была свидетелем, как активисты Майдана не смогли избрать Совет Майдана, решить, кто же тут будет "главный"? "Все равны" — тут Грицак точно ухватил одну из характеристик поколения. Я очень надеялась, что после Майдана гражданские активисты смогут создать политическую партию. Создали — восемь, которые, согласно опросам, набирают от 0.1% до 0.6%. А если бы была единая партия, образованная из активистов и волонтеров по всей стране, думаю, она могла бы, по крайней мере, на выборах преодолеть 5% барьер.

Что этому мешает?

Мне кажется, что отсутствие чувства коллективизма. Это поколение индивидуалистов. В таких условиях происходила их социализация. Наше поколение изначально вырастало в группе — мы с детства играли во дворах, И самым большим наказанием было, если родители не пускали гулять. Причем кампании были разновозрастными, со своей иерархией, с часто непростыми взаимоотношениями. Но потом, во взрослой жизни, для нас коммуникации уже не были проблемой. А им сложно объединяться. Двор как фактор социализации исчез. В лучшем случае — несколько друзей, а если нет — то ведь есть компьютер, социальные сети, виртуальное общение. И сейчас наибольшее наказание — если родители не разрешили поиграть на компьютере.

Различие условий, в которых растут дети, неизбежно определят различия поколений. Например, поколение старше моего свято верило в то, что все написанное в газете или сказанное по телевизору — это истина. А мы уже ловили всякие зарубежные "голоса".

Что нужно делать?

Очевидно, чтобы молодые люди, принадлежащие к поколению индивидуалистов, могли объединиться, они должны четко осознавать цель, ради которой это просто необходимо сделать. И понять, что большая цель не достигается одним порывом, даже если это привело к успеху. Вообще чтобы быть успешным — и в политике, и в работе, да и в жизни в целом, нужно вкалывать. Каждый день. К сожалению, часто и без выходных. Думаю, жизнь этому научит.

Безусловно, это поколение имеет и свои плюсы. У них воистину безграничные возможности — и для учебы, и для самореализации, и для познания мира, для всего. У них есть полная свобода. Но свобода, вообще-то штука довольно коварная, если ею правильно не распорядиться.

А каким будет следующее поколение, дети нынешних 30-летних?

Мне кажется, что это будут совсем другие люди. Они уже с детства знают, что такое компьютер. Смотрю — двухлетняя детка, а уже играет во что-то в планшетике. Ее родители, рядом, тоже — и каждый углубился в свой. Думаю, проблемы с социализацией у этих детей будут еще больше, особенно если можно будет и обучаться дома. Эти дети уже почти не гуляют на улице, в семьях очень часто один ребенок. В общем, это будет другое поколение. Ну что ж? Каждое поколение разное.