Вопрос регулирования и налогообложения операций с криптоактивами не первый год будоражит умы всего мирового сообщества. Что не удивительно — огромный и динамичный рынок, не имеющий границ, с капитализацией $125 млрд. (по данным Coinmarketcap на 05.12.2018) сейчас находится в "серой зоне", а правовая неопределенность в этом вопросе — серьезная угроза мировой финансовой стабильности.
Отсутствие регулирования криптоактивов начало беспокоить даже делегатов cаммита "Большой двадцатки", который завершился 1 декабря 2018 в Буэнос-Айресе. В итоговой декларации саммита сказано, что участники "Большой двадцатки" активизируют усилия, направленные на реализацию потенциальных преимуществ технологии в финансовом секторе, но одновременно будут работать над снижением рисков. "Мы будем регулировать криптоактивы в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, согласно стандартам FATF, а в случае необходимости рассмотрим и другие предложения", — значится в пункте 25 декларации.
Также страны "Большой двадцатки" договорились продолжить работу над внедрением справедливой, устойчивой и современной международной системы налогообложения, учитывая вызовы, связанные с диджитализацией экономики. Таким образом, унификация международных правил налогообложения криптоактивов как элемента цифровой экономики может произойти уже к 2020 году, когда саммит "Большой двадцатки" утвердит финальный отчет о международных правилах налогообложения.
Примечательно, что пока в мире только начинают думать над моделью налогообложения криптоактивов, в Украине дискуссия о правилах регулирования рынка криптоактивов, а также системы налогообложения операций с ними идет уже больше года. В Верховной Раде Украины зарегистрировано аж два альтернативных законопроекта о налогообложении криптоативов — законопроект № 7246 от 30.10.2017 о стимулировании рынка криптовалют (инициатор — народный депутата Сергей Рыбалка), а также законопроект № 9083 от 14.09.2018 о налогообложении операций с виртуальными активами (инициаторы — группа народных депутатов, поддержавшая коллегу Алексея Мушака).
Философия, лежащая в основе этих двух документов — принципиально разная. Первый законопроект №7246 декларирует амбициозную, но довольно популистическую цель — освободить доходы от операций с криптоактивами от любых налогов, для всех и навсегда.
Второй законопроект №9083 выглядит более компромиссным между интересами государства и профессионального сообщества. Он предлагает ввести ставку налога 5% с прибыли от операций с виртуальными активами для юридических временно — до 31.12.2024, а для физических лиц — навсегда. По задумке авторов законопроекта база налогообложения будет возникать только при выходе из криптоактивов в фиатные деньги, а операции по выпуску и торговле виртуальными активами не будут облагаться НДС. На мой взгляд, этот законопроект более жизнеспособен, чем первый, и безусловно его принятие было бы серьезным прорывом в сравнении с полным отсутствием правил.
Но оба законопроекта пока объединяет одно — они до сих пор не приняты даже в первом чтении.
На фоне всего этого Министерство финансов Украины 16.10.2018 года объявило о создании рабочей группы по вопросам налогообложения операций с криптовалютами. Задача этой рабочей группы — решить, возможна ли разработка обобщающей налоговой консультации, базирующейся на действующем налоговом законодательстве, либо предложить изменения в законодательство.
У идеи использования действующего законодательства для примения аналогичных норм к налогообложению криптоактивов есть свои приверженцы.
Но, на мой взгляд, намного более эффективным было бы решение на основе новосозданного базового регулирования. Под базовым регулированием я имею в виду рамочный закон, который установил бы глоссарий и общие правила поведения на рынке криптоактивов, а также определил бы сущность различных типов активов и правила проведения операций с ними.
Ведь, например, ошибочно думать, что криптоактивы — это только биткойн или другая криптовалюта. На самом деле в мировой практике различают как минимум три типа токенов:
- Security token (asset token) — это цифровой актив, выполняющий функцию аналогичную паевым ценным бумагам — удостоверяет участие в капитале;
- Utility token — это цифровой актив, который дает держателю право обменять его в будущем на продукцию или услуги, которые предоставляет эмитент этого токена;
- Payment tokens — это так называемые криптовалюты, что выполняют роль средства платежа.
Все эти токены имеют разную сущность и разное предназначение. Если исходить из принципа превалирования сущности над формой, то security token — это инструмент привлечения капитала или долга, utility token подобен подарочному сертификату или поставочному деривативу, а криптовалюты подобны валютным активам. С точки зрения учёта и налогообложения к этим категориям активов сегодня применяются разные правила. В то же время эти активы отличаются от привычных нам разновидностей активов прежде всего тем, что у них нет конкретного местонахождения (места поставки) или централизованного учётного реестра.
Именно поэтому, я считаю, что применять действующее налоговое законодательство к криптоактивам — концептуально неправильно. Прежде чем строить купол (а правила налогообложения — это всегда надстройка над базовым законодательством), нужно построить фундамент и стены, то есть установить базовые правила для рынка криптоактивов и назвать вещи своими именами.
Какую концепцию выберет мировое сообщество, вероятно, мы сможем увидеть уже в 2019 году во время следующего саммита "Большой четверки". Хочется верить, что Украина со своим путем регулирования рынка цифровых активов определится не позже.