Какие изменения в выборах народных депутатов предлагает Партия регионов

Окружные комиссии будут формироваться исключительно партиями. Уменьшается в два раза денежный залог для партий. Появляются новые требования к СМИ в освещении информации о выборах, а наблюдателей лишают права препятствовать нарушениям при подсчете голосов

Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов и его коллега Владимир Олийнык зарегистрировали вчера законопроект (№3396) относительно усовершенствования законодательства по вопросам проведения выборов народных депутатов.

Сегодня во время круглого стола в Верховной Раде с участием представителей Евросоюза Ефремов заявил, что данный законопроект подали вчера сознательно, "опережая окончательные выводы экспертов Венецианской комиссии". При этом добавив, что готов подкорректировать проект.

Ефремов отметил, что в проекте есть новые положения, которые вызывают неоднозначную реакцию у депутатов: "Кто-то увидел , что при условии его принятия в том виде, в каком он есть, у нас в парламенте можно выбрать, например Чикатило".

"Так это или нет, эксперты посмотрят, и мы выйдем с предложениями. Для того чтобы в целом этот документ был принят, и я надеюсь, до Вильнюсского саммита, есть большие основания", — добавил Ефремов.

Как указывают авторы законопроекта, данный проект является "евроинтеграционным" (условие для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС) и учитывает замечания, высказанные миссией ОБСЕ/БДИПЛ.

Округа и регистрация

Законопроектом предусматривается увеличение срока, отведенного Центризбиркому для образования избирательных округов и установления их границ с 175 дней на 360 дней до дня выборов. А срок регистрации кандидатов в депутаты по мажоритарному округу предлагается сократить с 75 дней до 51 до дня голосования.

Гражданин Украины может баллотироваться либо по партийному списку, либо по одному мажоритарному округу. Чтобы устранить "двойное баллотирование", Ефремов и Олийнык предлагают такой механизм: окружная комиссия в случае выявления, когда кандидат в депутаты зарегистрирован и в многомандатном округе и в одномандатном, или же в двух одномандатных округах, немедленно обращается к ЦИК с просьбой отменить регистрацию данного кандидата либо в многомандатном округе либо в одномандатном.

Законопроект предусматривает уменьшить максимальное количество избирателей на одном избирательном участком до 2 тыс. человек. Также предлагается отменить округа с анклавами, введя норму "не допускается образование одномандатного округа с территориями, не граничащими между собой". Центризбирком должен будет в течение 3 месяцев со дня вступления данного законопроекта в силу устранить округа с анклавами и переформатировать избирательные участки, на которых количество избирателей превышает 2 тысячи. При этом указывается, что границы и центры округов можно изменить не позже 360 дней до дня голосования.

Предлагается установить количество членов избирательных комиссий: для малых участков — 10-14 человек, для средних участков — 12-16 человек, для больших участков — 14-18 человек.

Вносятся изменения в положение о голосовании лиц, которые на день голосования проживают или находятся за границей и лиц, временно сменили место голосования (без изменения избирательного адреса) вне своего избирательного округа. Таким гражданам предоставляется право голосовать только за партию (депутатов в общегосударственном округе).

Ефремов и Олийнык предлагают предоставить окружным избиркомам право регистрировать кандидатов в депутаты — мажоритарщиков, против чего ранее выступали в ЦИК и оппозиционеры. Авторы законопроекта указывают, что таким образом разгружается ЦИК и децентрализируется избирательный процесс. Законопроектом предлагается предоставить право выдвижения кандидатур в члены избирательных комиссий парламентским партиям и партиям, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе. Таким образом самовыдвиженцы не смогут иметь своих представителей в окружных избирательных комиссиях. Жеребьевку относительно включения кандидатур в состав окружных избиркомов проводить по каждой комиссии отдельно. Напомним, в 2012 году ЦИК проводил только одну для всех ОИК жеребьевку.

Обязательное участие представителей парламентских партий в составе ОИК авторы законопроекта объясняют так: "эти партии имеют достаточный уровень поддержки среди населения, разветвленную систему местных ячеек, достаточное количество человеческих ресурсов".

"Регионалы" предлагают внести изменения в закон "О политических партиях Украины", введя квоты минимального уровня представительства женщин и мужчин в избирательных списках кандидатов в депутаты по многомандатному округу.

Информационные плакаты и материалы предвыборной агитации должны печататься на государственном и региональном языках.

Финансовые облегчения

Уменьшается размер обязательного денежного залога для регистрации списка кандидатов, выдвинутых политической партией, и кандидатов в одномандатном округе.

Размер избирательного фонда партий не должен превышать 90 тыс. минимальных зарплат, а кандидата в депутаты по мажоритарному округу — 4 тыс. "минималок".

"Регионалы" предлагают утвердить промежуточный отчет о поступлении и использовании средств избирательного фонда и обнародования таких отчетов на сайте Центральной избирательной комиссии и вынесения предупреждения за нарушение.

ЦИК не позже чем за пять дней до дня голосования публикует на своем официальном сайте анализ промежуточных финансовых отчетов о поступлении и использовании средств избирательного фонда партии, и не позже чем на 36-й день после дня голосования — анализ окончательных финансовых отчетов о поступлении и использовании средств избирательного фонда партии.

Анализом финансовых отчетов кандидатов-мажоритарщиков занимается окружная комиссия.

Будут увеличены в три раза штрафы за нарушения финансирования избирательной кампании партии или кандидата в депутаты.

Денежный залог для партий уменьшается с 2 тыс. до 1 тыс. минимальных зарплат (1,1 млн грн), а для кандидата-мажоритарщика — с 12 до 10 минимальных зарплат (11,4 тыс. грн).

Агитация и требования к СМИ

Данный законопроект может повлиять на политические гастроли и "скрытую" рекламу перед выборами. Предлагается запретить во время избирательного процесса использование в коммерческой и социальной рекламе фамилий или изображений (портретов) кандидатов в депутаты; названий или символики партий — субъектов избирательного процесса; сообщений о поддержке субъектом избирательного процесса зрелищных или других публичных мероприятий, а также привлечение внимания к участию кандидатов в депутаты в публичных зрелищных мероприятиях.

Также вводятся новые требования к СМИ. Так, устанавливается запрет "предполагать замалчивание общественно необходимой информации и ее искажение, а также возлагают обязанность получать информацию из двух или более источников, предпочитая первоисточники".

Общими функциями надзора за деятельностью СМИ и информагентств наделяются Центральная и окружные избирательные комиссии, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в информационной и издательской сферах. СМИ-нарушителей могут притянуть к административной ответственности.

Наблюдатели, признание выборов недействительными, заседания ЦИК

На прошлых парламентских выборах иностранные наблюдатели были удивлены тем, что ЦИК перед своими заседаниями проводить совещания за закрытыми дверями, что уменьшало прозрачность работы комиссии. Законопроект "регионалов" обязывает избирательные комиссии обсуждать решения перед их принятием.

Законопроектом расширяются права наблюдателей. Международным наблюдателям предоставляется право присутствовать при голосовании избирателей по месту пребывания и право получать копии протоколов и других документов. При этом официальных наблюдателей лишают права "самостоятельно принимать необходимые меры в рамках законодательства по пресечению противоправных действий во время голосования и подсчета голосов", ограничив их возможностью обращаться в госорганы по устранению нарушений закона в случае их обнаружения.

Также "регионалы" уточняют норму относительно признания выборов на участке недействительными. Так, предлагается предоставлять соответствующее право исключительно судам.

А в случае выявления ошибок в протоколах участковых и окружных избирательных комиссий, которые не влияют на результаты голосования и которые можно исправить без повторного подсчета голосов, предлагается учитывать сведения таких протоколов с принятием решения окружным избиркомом и ЦИК соответственно.