Скорее всего, вы встречали на дорогах Украины разбитые автомобили с надписями "Застраховано в такой-то страховой компании". Таким оригинальным способом владельцы автомобилей иногда выражают свой протест, не получив возмещение убытка по страховому полису, при этом единственным виновником ситуации считая страховую компанию. Однако эти же разочарованные клиенты страховых компаний будут удивлены, узнав, что в большинстве случаев в отказе виноваты они сами. Какие ошибки страхователей становятся поводом для отказа в выплате?
Действительно, случаи, когда пострадавший автомобиль не отремонтирован именно по вине страховой компании, имеют место. Например, страховщик банально не может выплатить компенсацию ущерба по причине банкротства. Или же не хочет этого делать, будучи недобросовестной компанией, которая не переживает о своей репутации и "изобретает" сотню отговорок от своих обязательств. Но таких ситуаций меньше, чем абсолютно обоснованных отказов по вине самого страхователя.
Платить должны, но только по тем случаям, которые подпадают под определение "страховой случай", и при выполнении страхователем своих формальных обязательств. Так, например, нельзя поехать в страховую компанию с требованием выплаты возмещения тогда, когда это удобно страхователю: устное и письменное уведомление страховщика о происшествии ограничено во временных рамках. Это требование четко прописано в самом договоре КАСКО. Несоблюдение же сроков уведомления компании о страховом событии или отсутствие телефонного уведомление Call-центра само по себе является прямой причиной отказа в страховом возмещении. Именно эта причина является самым частым поводом для отказов в страховой практике.
Вторая распространенная причина — страхователь не вызвал на место происшествия компетентные органы. Да, при определенных условиях страхователь имеет на это право, но тут важно убедиться в том, что ваш случай подпадает под конкретные условия, описанные в договоре. Так, например, если в ДТП пострадали два и более участника, представителей правоохранительных органов необходимо вызывать даже при самых мелких повреждениях. Иногда исключением может стать заполнение Европротокола, но не каждый договор КАСКО предусматривает эту возможность.
Отдельно следует обратить внимание на риск "угон". Можно получить отказ в выплате возмещения, если автомобиль угонят с ключами и/или оригиналом техпаспорта. Это является одним из основных требований договора КАСКО: при угоне страхователь обязан предоставить основной и дополнительный комплекты ключей зажигания и оригинал свидетельства о регистрации.
Страхователь также обязан предоставить автомобиль на осмотр страховой компанией на момент заключения договора КАСКО. Страховая компания имеет право и будет требовать провести "фотосессию" застрахованного транспортного средства для подтверждения факта отсутствия повреждений на момент заключения договора. Отсутствие подписанного акта осмотра автомобиля может закономерно привести к отказу в выплате возможных убытков.
Вас ждет отказ в выплате страхового возмещения, если в ДТП вы попали в состоянии алкогольного, токсичного или наркотического опьянения. Естественно, за подобные аварии страховая компания не будет нести ответственности. Такие мелочи, как поврежденные или украденные дворники, шины, колпаки, антенны и другие "аксессуары" не покрываются полисом. За них страховая платит только в ситуации, при которой есть другие конструктивные повреждения автомобиля, а вместе с ними пострадали шины, дворники и тому подобное.
Естественно, этот список правомерных отказов в выплате страхового возмещения далеко не исчерпывающий. Мы упомянули лишь самые распространенные ситуации, в которых страхователи необоснованно винят своего страховщика. Не давайте повода: от вас требуется лишь осведомленность и немного дисциплины в соблюдении условий вашего договора КАСКО.