Арест на 15 суток за вождение автомобиля в нетрезвом виде: все за и против

МВД Украины предлагает пьяных водителей сажать на 15 суток. Фото: narodna-pravda.ua
МВД Украины предлагает пьяных водителей сажать на 15 суток. Фото: narodna-pravda.ua
За десять месяцев 2019-го года в результате пьяной езды водителей автомобилей в Украине пострадали 1360 человек, еще 78 человек погибли

В Министерстве внутренних дел хотят сажать водителей на 15 суток за езду в нетрезвом виде. Об этой инициативе на днях заявил замминистра внутренних дел Антон Геращенко. По его словам, суровые штрафы до 50 тысяч грн не останавливают тех, кто пьянствует за рулем, а законопроект об ужесточении ответственности за данный вид правонарушений может появиться в Верховной Раде уже в ближайшие недели.

Корреспондент Delo.ua узнал, сколько в этом году произошло "пьяных" ДТП, вспомнил, когда в последний раз ужесточали наказание за езду в нетрезвом виде, и выяснил, почему эксперты не считают инициативу МВД полезной.

"В первый раз — штраф или административный арест до 5 суток, — объясняет Геращенко. — Зависит от грубости нарушения Правил дорожного движения. Если человек в нетрезвом виде остановился на знак патрульного, то суд может определить штраф. Если за водителем еще пришлось гнаться, прежде чем его остановить — то может быть арест".

В случае повторного нарушения предлагается арестовывать уже на 10-15 суток. Называет Геращенко и масштабы бедствия — только за прошлый год было составлено 115 тысяч протоколов о вождении в нетрезвом виде. "И это только те лица, которых патрульная полиция остановила и оформила. А сколько было тех, кто проехали мимо и доехали пьяными домой?", — задается вопросом он.

По данным патрульной полиции, в Украине за десять месяцев 2019 года было зарегистрировано 1004 ДТП, случившиеся из-за управления транспортом в нетрезвом состоянии. За такой же период прошлого года подобных аварий было меньше — 802. Абсолютным лидером по количеству "пьяных" ДТП второй год остается Черниговская область. В 2018-м там зарегистрировали 76 подобных случаев, в этом — 73. А вот "серебряный призер" антирейтинга за год поменялся. В этом году второй по количеству аварий из-за пьянства за рулем стала Ивано-Франковская область, хотя в прошлом году регион был только на пятом месте. Самый же большой прирост в Херсонской области — 42 ДТП в этом году против 8 в прошлом.

Ведут патрульные и более печальную статистику. За десять месяцев 2019-го года в результате нетрезвого вождения пострадали 1360 человек, погибли — 78.

Напомним, в июле 2016 года заработали изменения в Административный кодекс Украины, которые ужесточали ответственность за вождение в нетрезвом виде. Автомобилистов начали лишать водительских прав и наказывать солидными штрафами. Если правонарушение первое, то придется заплатить до 10,2 тысяч грн (права отбираются на год). За повторное правонарушение нужно заплатить сумму в два раза больше, а права придется отдать уже на три года. Наконец, водителей, которые серийно ездят "подшофе", штрафуют на 40,8 тысяч грн. Права у них забирают на 10 лет.

Эксперты очередную инициативу МВД называют неакутальной. "С нового года такие дела будут рассматриваться в плоскости уголовных дел — вступает в силу закон об уголовных проступках, и фактически за езду в нетрезвом виде будет наступать уголовная ответственность. Поэтому сейчас говорить об административном аресте нет смысла. Нужно сначала посмотреть и подумать, сможет ли МВД вернуть это дело в плоскость административных правонарушений. Только потом уже нужно поднимать вопрос ареста. Но я почему-то думаю, что они не смогут вернуть это дело в административные правонарушения", — говорит адвокат, специализирующийся на вопросах автомобильной сферы Богдан Глядик.

Действительно, год назад, 22 ноября 2018-го, украинский парламент принял законопроект об уголовных проступках — новой классификации уголовных правонарушений. Тогда начальник Главного следственного управления Нацполиции Виталий Невгад пожаловался, что полицейские завалены делами небольшой тяжести. В качестве примера он назвал количество мелких краж, которые расследуют копы — 480 тысяч штук. Невгад подчеркнул, что следователи постоянно сталкиваются с проблемой слишком большой нагрузки, и нужно упростить процедуру досудебного расследования по делам небольшой тяжести. К ним же попала и езда в пьяном виде.

О том, что идея административного ареста будет конфликтовать с законом об уголовных проступках говорит и автоюрист Вадим Володарский. "Там процессуальных проблем, на самом деле, достаточно много. Это абсолютно новый процессуальный институт, и к теме, например, езды в пьяном виде он не адаптирован. Думаю, что МВД хочет формально перенести вступление в силу закона об уголовных проступках на неопределенный срок, но при этом увеличить административное давление на управление в состоянии опьянения".

Однако Антон Геращенко объяснил Delo.ua, что никаких конфликтов между административным арестом и законом об уголовных проступках возникнуть не должно. "История этого вопроса шла таким путем — увеличивали штрафы, но это особо не повлияло на количество пьяных за рулем. Потом было предложение сделать закон о криминальных проступках и обозначить там более существенную ответственность. Чтобы это был не просто административный штраф, а уголовный проступок. И одновременно шла речь о том, чтобы внести туда правило об административном аресте. Во время обсуждения в Верховной Раде от этого отказались. Поэтому есть уголовный проступок, но ответственность — штраф. Мы понимаем, что это не решит проблему", — говорит замминистра.

Геращенко добавил, что вопросом наказания будет заниматься судья. По его словам, если водитель не остановился по требованию патрульных и за ним была погоня, судья может вместо штрафа назначить административный арест. "Мы думаем, что это должно повлиять позитивно на снижение количества желающих ездить в нетрезвом состоянии", — подытожил чиновник.

В ответ на это Володарский предлагает обратить внимание на опыт, например, России. "Сейчас по политическим и военным вопросам не модно ссылаться на их опыт, но это как раз та проблема, которая у нас и у них общая. У них она стоит даже острее, и они раньше начали решать ее подобными методами. Увеличивая этот репрессивный фактор в отношении водителей, мы повторяем то, что они делали несколько лет назад. Однако ужесточение таких санкций приведет к одностороннему ухудшению положения водителей и росту случаев необоснованного привлечения к ответственности. Кто ездил в нетрезвом виде, продолжит это делать. Чтобы этого не произошло, нужно реформировать и весь процесс административных правонарушений, который нам достался в наследство от СССР", — говорит эксперт.

Не поддерживает инициативу и нардеп от "Слуги народа", член комитета по вопросам правоохранительной деятельности Юлия Яцик. "Мы на рабочей группе в МВД обсуждали этот вопрос, но он звучал иначе. Он касался усиления уголовной ответственности за ДТП, совершенные в нетрезвом виде. Мы хотели дополнить статью 286 уголовного кодекса ("Нарушение правил безопасности дорожного движения" — Delo.ua) отдельной частью. А к предложенной инициативе я отношусь негативно. Во-первых, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения уже является отягчающим обстоятельством, и дополнительной квалификации здесь не требуется. Во-вторых — норма уже несколько раз муссировалась в предыдущих созывах парламента, но так и не была принята. Это связано с тем, что ДТП являются неумышленными преступлениями. И для такой категории преступлений состояние алкогольного опьянения, как отягчающая норма, уже предусмотрена в уголовном кодексе", — отмечает она.

Другую позицию занял ее коллега по комитету, нардеп от "Европейской солидарности"Сергей Алексеев. "Это мировая практика. И в США есть административный арест, и в странах Европейского союза. Абсолютно нормальная практика. Давайте посмотрим на статистику, сколько ДТП с летальным исходом или значительными травмами происходит из-за нетрезвых водителей. Эта норма будет гармонично имплементирована в наше законодательство и соответствовать с западными моделями. Я думаю, что это остановит некоторых от того, чтобы садиться в нетрезвом состоянии за руль", — подытожил парламентарий.

Илья Требор, специально для Delo.ua