Рада подняла минималку с 1 сентября: почему это мало поможет рейтингу власти и экономике

На 5 тысячах грн руководство страны не планирует останавливаться. Уже в следующем году планируется рост минималки до 6,5 тысяч грн, а к 2023-му — до 7,2 тысяч. Эксперты говорят о необходимости серьезного разговора по этим процессам

Фото: Unsplash Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Верховная Рада с 1 сентября повысила минимальную зарплату на 277 грн. Изначально в государственном бюджете Украины была заложена "минималка" на уровне 4723 грн, но с легкой руки президента Владимира Зеленского и при поддержке 296 народных депутатов, уже через неделю она подрастет до 5 тысяч гривен.

Гарант заверил, что бюджет внеплановое повышение выдержит, премьер-министр Денис Шмыгаль ранее заметил, что люди этого практически не заметят, а глава наблюдательного совета Национального банка Богдан Данилишин привел сразу несколько аргументов, почему решение нужно было принимать.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Корреспонденты Delo.ua выяснили, чего больше в этом поступке — политического или экономического, а также как он скажется на украинской экономике и бизнесе.

В одном из своих интервью Зеленский, который выступил инициатором незапланированного роста минзарплаты, подчеркнул — бюджет обязательно выдержит, событие это очень важно и оно не будет "просто обещанием". Он напомнил, что 5 тысяч грн — только первый этап. На 1 января следующего года запланировано повышение до 6 тысяч грн, а с середины 2021-го до 6,5 тысяч. Шмыгаль пошел дальше и дал уже более долгосрочный прогноз: в 2022 году минзарплата составит 6700 грн, а в 2023-м — 7200 грн.

При этом первый этап, за который и проголосовали 25 августа на внеочередном заседании парламентарии, по мнению премьер-министра окажется "почти незаметным как для людей, так и для экономики". А делается это, поскольку в последнее время Украина страдает от низкой инфляции, замедления потребительского спроса и "охлаждения" экономики. Данилишин назвал еще несколько причин, почему минималка должна немедленно вырасти. Например, это поможет выравнять диспропорцию в оплате труда: в 2016 году минимальная зарплата составляли 30% от средней, а в 2017-м, когда минимум повысили вдвое (с 1600 до 3200 грн), выросло до 45%.

"В 2019 году это соотношение снизилось до уровня менее 40%, и запланированное повышение в сентябре позволит восстановить его до 45%. Еще один аргумент — детенизация экономики. Почти треть штатных работников в Украине по всем видам экономической деятельности получает заработную плату близкую к минимальному значению. А совокупные расходы, в среднем за месяц, в расчете на одно домохозяйство в 1,5-2 раза выше. Поскольку именно из фонда оплаты труда уплачивается налог на доходы физических лиц и единый социальный взнос, очевидно, что выплата низкой официальной заработной платы позволяет работодателю минимизировать налоговую нагрузку на фонд заработной платы", — подчеркнул он.

Добьется ли президент электорального перелома?

Хотя этим аргументы в пользу инициативы президента не исчерпываются. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник убежден, что рост минзарплаты обязательно станет одним из тезисов избирательной кампании на местных выборах, которые должны состоятся 25 октября. Однако, по мнению эксперта, идти на такой шаг в условиях падения ВВП, которое сегодня наблюдается в Украине, означает просто увеличивать фискальную нагрузку на бизнес.

"Это повышение, прежде всего, скажется на бизнесе и приведет только к увеличению теневого рынка труда. В любом случае, экономических условий или предпосылок сегодня нет. Есть исключительно политические предпосылки, чтобы показать какое-то движение в теме повышения благосостояния украинцев. Чтобы была возможность сказать — посмотрите, минималка выросла, пенсии подросли, все подросло, власть что-то делает. Это одно из трех ключевых требований, вместе с требованиями мира и борьбы с коррупцией, которые сегодня выдвигают украинцы к власти. Вопрос только, насколько это скажется на рейтингах. Я думаю это частично отразится на мнении избирателей, но ожидать электорального перелома или роста на десятки процентов. Очень ограничено это скажется", — подчеркнул он.

А вот директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко считает, что экономической составляющей в этом решении больше, чем политической.

"Хотя, конечно конечно же, политическая составляющая тоже, безусловно, есть. Они будут пытаться на этом чуть пропиариться и пытаться манипулировать вопросом, говоря что минимальная заработная плата равняется благосостоянию населения. Это неправда и это не совсем связанные между собой вещи. Да и это не очень сильно будет влиять на рейтинг. Прирост может и будет, но я сомневаюсь, что люди, за доплату в 300 грн, почувствуют себя лучше и сразу же у них проснется желание проголосовать. Те, кто посоветовал президенту этот шаг, явно не особо разбираются в особенностях формирования электоральных симпатий", — объясняет Петренко.

В качестве политического прецедента можно вспомнить повышение минзарплаты в 2017 году — тогда правительство Владимира Гройсмана инициировало уже упомянутый выше рост в два раза. Если опираться на данные опросов социологической группы "Рейтинг", то видно, что решение не позволило укрепить рейтинг политика. Накануне повышения, в конце октября 2016-го, в общей сложности, к Гройсману положительно относились 15% населения, а в конце весны 2017-го ему доверяло всего 14%. Нужно учесть, что в этих исследованиях респондентам задавались разные по своей формулировке вопросы и нельзя поставить знак равенства между положительным отношением и доверием, однако как элемент некоего политического барометра эти данные использовать возможно.

Минус экономике или перераспределение в конвертах?

Экономический аналитик института Growford Алексей Кущ убежден, что решение Верховной Рады пойдет однозначно в минус украинской экономике. Он напомнил, что в Украине минимальная зарплата не является инструментом социальной политики и представляет из себя скорее инструмент гибридного налогообложения малого и среднего бизнеса (МСБ). Экономист считает, что у нас в стране увеличение минималки приводит к сокращению суммы денег, которую предприниматель платит в конверте, а значит и к увеличению налогообложения МСБ.

"Да и сама форма минимальной зарплаты в Украине — постсовковый рудимент. Во всем мире применяется почасовая оплата труда. Это же нужно вводить и в Украине. А помимо этого — региональные и отраслевые коэффициенты. Ведь одно дело минимальная зарплата в Киеве, и совсем другое — в регионах. Если бы хотели увеличивать социальные стандарты — увеличили бы прожиточный минимум для трудоспособоных лиц и минимальную пенсию", — говорит Кущ.

Эксперт добавляет, что инициатива приведет еще и к тому, что в следующем году для украинцев, например, увеличится размер налога на недвижимость. Он рассчитывается из размера минималки — 1,5% от ее размера, установленного на 1 января налогового года.

О том, что произойдет перераспределение средств между официальной частью зарплаты и "конвертной" говорит также экономист, исполнительный директор "Экономического дискуссионного клуба" Олег Пендзин. И он считает, что есть множество причин, почему нужно было добавить сегодня эти 277 грн. Хотя не согласен с приоритетами премьер-министра Шмыгаля — заметно "разогреть" потребительский спрос на добавленную к минималке сумму особо не получится.

"Во-первых, фактический прожиточный минимум сегодня на уровне 5 тысяч грн. Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума. С моей точки зрения это главный побудительный мотив этого процесса. Во-вторых, малый и средний бизнес грешит тем, что он оформляет людей на минималку, плюс дает деньги в конвертах. Поэтому когда начинают говорить, что бизнес не выдержит повышения, я говорю, что просто немножко перераспределится все. Уменьшится сумма в конверте и увеличится количество легальных денег. Но человек все равно получит на руки определенную сумму денег. А как она делится внутри — вопрос взаимоотношения государства и плательщика налогов", — считает Пендзин.

Экономист прогнозирует, что повышение, с одной стороны, увеличит зачисление средств в пенсионный фонд, но с другой — положит на государство дополнительные затраты в виде 4-5 млрд грн, которые нужно будет отдать только на зарплаты бюджетников. В итоге, эти процессы компенсируют друг друга. Пендзин убежден — 277 грн "пройдут абсолютно спокойно" и в условиях падающей экономики. Но, если говорить о дальнейших повышениях, то это "отдельная песня", которую нужно обсуждать отдельно и очень серьезно. Проблема в том, что сегодня минзарплату подняли чуть больше, чем на 5%, а в дальнейшем руководство планирует добавить сразу 37%.

Илья Требор, специально для Delo.ua

Загрузка...
Новое видео
Що українці думають про опитування Зеленського 25 жовтня?
Загрузка...