НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Как изменится медицина после голосования в Верховной Раде — интервью замминистра Ковтонюка

Как именно будет функционировать новая система здравоохранения, если Верховная Рада все же проголосует за предложения Минздрава, в интервью рассказал заместитель министра Павел Ковтонюк
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Команда и.о. министра здравоохранения Украины Ульяны Супрун вплотную приблизилась к реформе в сфере медицины. Речь идет о предстоящем голосовании в Верховной Раде за два законопроекта, которые должны изменить принцип финансирования всей системы.

В частности, речь идет о законопроекте №6327"О финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств", который проголосован в первом чтении. И №6604"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения государственных финансовых гарантий оказания медицинских услуг и лекарственных средств". Последний законопроект Минздрав подал в ВР после того, как депутаты провалили голосование за предыдущий документ об изменении Бюджетного кодекса. Почему был переподан законопроект? Все дело в том, что он выполняет техническую функцию и вносит изменения в Бюджетный кодекс таким образом, чтобы законопроекте №6327 заработал в полную силу.

После первого чтения законопроект №6327 отправили на доработку. Количество правок от всех сторон достигло 886.

Пообщавшись с заместителем министра здравоохранения Павлом Ковтонюком Delo.UA узнало, в каком виде законопроекты идут в Верховную Раду и изменят ли предложенные правки суть реформы.

Законопроекты Минздрава были раскритикованы депутатами и парламентским комитетом по вопросам здравоохранения и вам пришлось внести чуть ли не 1 тыс. правок от них. Как из-за этого изменился законопроект?

Для начала хочу сделать акцент на том, что 886 правок для такого фундаментального законопроекта не так уж и много. К примеру, у законопроектов, направленных на реформу образования было 1,5 тыс. правок, у пенсионной реформы — 2 тыс. правок, у судебной реформы — 5 тыс. При этом, количество правок ничего не означает, надо смотреть сколько новых и уникальных предложений там содержится. Так вот, таких предложений было всего 4. Из них два позитивных изменения, и еще два не очень. Но в целом они не отменяют реформу.

Что это за предложения?

Первая и самая нашумевшая правка — это сооплата. Мы в своем законопроекте предлагали ввести это понятие, но это предложение не прошло. В чем его суть? К примеру, у государства есть фиксированный бюджет на ту или иную услугу, оно может обеспечить 100% бесплатным лечением только 100 пациентов в 2017 году. Все остальные, которые стоят ниже "в очереди", должны будут ждать или обращаться в частную клинику. Мы же предлагали ввести совместную оплату. То есть, пациент может оплатить часть своего лечения, а остальное ему доложит государство. В случае, если у пациента нет денег, его лечение оплатит государство. Это позволило бы охватить большее количество пациентов. Также, в самом принципе сооплаты была еще одна принципиальная вещь — пациент будет чувствовать, что медицинская услуга имеет стоимость. У нас нет такой культуры, что профессия и работа врача чего-то стоит. Мы начинаем ее формировать, вводя понятие "услуги", ее экономической стоимости. Мы хотим, чтобы люди это понимали.

Вторая важная правка, которая не нашла поддержки — это признание международных протоколов лечения. Тут мы были принципиальны и говорили: "в одностороннем порядке признаем международные протоколы". Предложение комитета было брать те же международные протоколы, но утверждать их через украинские институты. Мы не нашли согласия, поэтому решили полностью убрать эту норму и оставить все на уровне приказов министерства. То, как оно работает сейчас. Конечно, мы введем международные протоколы через подзаконные акты. Но это не очень хорошо.

Почему?

Очень просто — следующий министр с легкостью все это может отменить или внести коррективы. Так сказать, остается лазейка для манипуляций.

А на каком этапе сейчас разработка методики расчета стоимости медицинской услуги?

Методика уже разработана. Сейчас мы ее согласовываем в министерствах, после вынесем на Кабмин. Далее ее передадут на отработку в больницы. Но все должны понимать, что это не методика ценообразования, это методика расчетов себестоимости, которая станет основой для тарифов. Мы будем покупать услуги не по ценам, которые придумывает себе больница, а по тарифам, которые мы будем определять с учетом данных о реальной стоимости предоставления услуг. Если медучреждения будут не согласны с тарифами — мы сможем вести дискуссии. Но, опять же, основываясь на этих цифрах.

А сложно ли больницам будет осваивать новую методику расчета?

Не то чтобы сложно, я бы сказал, это для них может быть необычный процесс. Им придется учиться этому, но это неотъемлемая часть реформы. Для расчета по новой методике знаний работающих в больницах экономистов будет достаточно. Методика международная, используется как раз в странах, которые реформируют свою систему медицины. При этом она адаптирована к нашим реалиям — к украинским приказам, практикам работы с Казначейством.

Вернемся к предложенным правкам. Какие еще предложения были внесены депутатами?

Еще было несколько вопросов по поводу Национальной службы здоровья. Для Украины всегда создание новых госведомств болезненный вопрос, а тут еще широкие полномочия. Поэтому, мы с народными избранниками нашли компромиссный вариант.

Мы решили, что новый орган будет контролировать Совет общественного контроля. Он будет состоять из 15 человек, которые раз в год будут изучать все отчеты о работе Нацслужбы здоровья и давать свой вывод

Это будет публичная информация от людей, которые обладают общественным авторитетом. Также Нацслужба здоровья не будет осуществлять функцию контроля за качеством работы врача. То есть, если будут вопросы с медицинской точки зрения — все такие случаи будет рассматривать МОЗ. При этом контроль за исполнением договоров по предоставлению медицинской помощи будет закреплен за службой, которая эти договора и заключает.

Вы создадите новую структуру под крышей Минздрава?

Она и сейчас существует. Занимается разбором случаев врачебной ошибки.

Следующий вопрос по поводу родов. Почему решили вынести идею 100% оплаты родов за счет государства в законопроект?

Мы планировали делать бесплатные роды с самого начала, но это был как один из этапов реформы. В законопроекте его обозначили как пилотный проект. Мне не нравится этот термин. Но название по сути ничего не меняет. Почему выбрали роды? Потому что с точки зрения заказов это понятная услуга, которая не имеет никаких подвидов и технических сложностей. В то же время она достаточно проста и понятна обществу. Кроме того, в этой сфере люди готовы к изменениям, и целевая аудитория, с которой ты работаешь, возможно, более открыта к изменениям — это молодые люди. Плюс, это не болезнь, это хорошее событие в жизни, которое, тем не менее, может принести негативный опыт. Люди идут в роддом, в который нужно тащить лекарства, вещи и проходить все эти унижения. Исправление этой ситуации будет хорошо воспринято обществом. У меня самого недавно родился ребенок, и я не понаслышке знаю, какая сейчас ситуация.

Мы попросили у Кабмина около 600 млн грн на это пилот из бюджета 2018 года, но нам не утвердили эти деньги

Мы планировали проводить пилот по всей территории Украины, но делать упор на региональные роддомы и центры госпитальных округов. Так бы мы поддержали региональную медицину и не дали бы оседать деньгам в областях.

Так как будет финансироваться эта программа?

Пока пилот не запущен, поэтому принципы финансирования останются теми же.

Как формируется госбюджет на медицину в 2018 году ввиду новых реформ?

Госбюджет 2018 года заложен под переходной период реформы. То есть в нем есть и субвенции, через которые мы продолжим передавать региональным и местным властям деньги на медицину. Но уже со следующего года финансирование первичной помощи, а это работа семейных врачей, терапевтов и педиатров, будет выделено в отдельную статью расходов. На этот вид помощи в 2018 году заложены 13,28 млрд. гривен, а финансирование учреждений, которые предоставляют эту помощь, будет идти напрямую через Национальную службу здоровья.

Таким образом, мы переходим на европейскую систему, когда гарантированный объем услуг покупается напрямую у медучреждения. И деньги не идут через региональную власть.

Получается, что вы выделите в 2018 году на первичку более 13 млрд грн. На что пойдут эти деньги?

Такой объем финансирования позволяет увеличить оплату услуг врача первичной медицинской помощи.

Теперь за одного пациента в течение одного года в среднем он будет получать 370 грн, а не 210 грн, как мы предполагали раньше

А как удалось получить у Кабмина добро на такое многократное увеличение расходов на первичку?

Все очень просто. У нас с Минфином принципиальная позиция, где реформы там и увеличение бюджета. А где реформ нет, там просто индексация на инфляцию и дают сколько было в 2017 году. К примеру, мы в 2018 году не будем реформировать вторичное и третичное звено медицины, там и нет увеличения бюджетов.

А сколько вы потратите на организацию самой Национальной службы здоровья?

Порядка 210 млн грн, они заложены в проекте госбюджета 2018 года. Сейчас уже ведется работа по подготовке к запуску Службы, но официально ее можно будет создать, как только законопроект будет принят. До момента ее создания Минздрав будет платить учреждениям за оказанные услуги.

Что будет в случае, если законопроекты не будут проголосованы?

Вся медицинская система получит субвенции на уровне этого года, просто проиндексированные. Зарплаты останутся на прежнем уровне.

Кроме основного законопроекта по предоставлению медицинских услуг, есть еще не менее важный бюджетный. Если я правильно понимаю без него реформа не заработает. А в прошлое голосовании как раз его и провалили. Что с ним сейчас?

Мы переподали его в Раду, и он уже прошел парламентский бюджетный комитет. И там ничего суперсложного нет, он как дополнение к первому законопроекты и спорить там особо не о чем.

Но все-таки за него не проголосовали.

Это банальное стечение обстоятельств. Просто после первого голосования все ушли, это еще было обеденное время. И если вы помните, все были очень взвинчены, эмоциональный фон был таковым, что все хотели выйти, отойти от голосования. В зале просто не было людей.

Вы думаете в этот раз все будет по-другому?

Мы уже считали голоса депутатов, и по предварительным результатам они у нас есть. Так что, тут остался только вопрос явки.