Роман Зварич: Ющенко не мог давить на Пискуна и требовать закрыть дело против Тимошенко

Экс-министр Юстиции Роман Зварич уверен, что в 2005 году президент Украины Виктор Ющенко не мог требовать от генеральной прокуроры закрыть уголовное дело против Юлии Тимошенко

Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка вчера заявил, что в 2005 году, вскоре после своей инаугурации президент Виктор Ющенко позвонил на то время генпрокурору Святославу Пискуну и потребовал от него закрыть уголовное дело против Юлии Тимошенко. "Дело" попросило прокомментировать это заявление тогдашнего соратника Ющенко и министра юстиции Романа Зварича.

Роман Михайлович, известно ли вам, давал ли Ющенко указание экс-генпрокурору Святославу Пискуну о закрытии уголовного дела против Юлии Тимошенко в 2005 году?

Насколько мне известно, постановление, которое было принято Пискуном о закрытии уголовного дела, было подписано им еще до инаугурации Ющенко. То есть ни Ющенко, ни кто-то из нас не имел возможности использовать какие-то там властные рычаги, чтобы повлиять на его решение.

Это было полностью его (Пискуна. — "Дело") решение, были свои обстоятельства и мотивы. Я могу точно сказать, что я к этому не имел никакого отношения. И из всех тех совещаний, в которых я принимал участие, а их было очень много в то время, я никогда не слышал, чтобы этим вопросом занимался Ющенко или кто-то в его окружении.

То есть у Ющенко не было возможности влиять на Пискуна?

Конечно, ведь он не был на то время еще президентом, насколько я помню документы того времени.

Впрочем, я и без документов могу точно сказать, что ни на одном из совещаний, в которых я принимал участие, а они проходили по несколько раз в день и на разные темы, и часто в них принимал участие на то время еще кандидат в президенты Ющенко, так вот, ни разу этот вопрос даже не поднимался.

Я больше скажу: я лично даже не видел этого постановления. И когда я был министром, у меня не был повода или причин этим заниматься.

Я говорю это потому, что я, конечно, поинтересовался бы текстом постановления, если бы, так скажем, потерпевшая сторона уже в рамках уголовного производства опротестовала его, внесла жалобу в отношении закрытии этого дела.

Наше законодательство предполагает даже в рамках уголовного дела заявить гражданский иск. По-моему, не нужно быть большим юристом, чтобы понимать, что в этом деле существуют разные потенциальные гражданские истцы. Когда дело было закрыто, тот, у кого была возможность сделать заявление, мог это сделать, даже если он этого не сделал в рамках уголовного дела. И сколько уже времени прошло, за все это время никто это постановление не опротестовал. И это в том числе, конечно, не давало мне никаких оснований начать интересоваться этим делом.

Со стороны оппозиции звучат обвинения в том, что заявление Пискуна — очередное давление на оппозицию…

Ну, я не знаю, как этим можно на нас давить…

Зачем, по-вашему, тогда вообще Пшонке делать такое заявление?

Я постараюсь сказать мягко и толерантно, но мне кажется, что в отдельных действиях органов прокуратуры видна определенная политическая составляющая, в их заявлениях, в их действиях. И я не только говорю о громких процессах против Тимошенко и Луценко. К большому сожалению, прокуратура не дает оснований сегодня говорить о том, что она действует согласно Конституции и закону о прокуратуре как совершенно незаангажированная структура. И то, почему Пшонка так делает, ложится в этот контекст.

Прокуратура должна, по идее, быть в числе органов, действия которых не должны вызывать сомнений. Жаль, что это пока не так. И не только граждан Украины это касается — вы посмотрите, какая реакция на это международного сообщества.

И против меня в свое время пытались завести уголовное дело за некоторые мои решения, когда я еще был министром. Но там все рассыпалось очень быстро, не к чему было прицепиться.

Возможно ли, чтобы вскоре появились уголовные дела против Ющенко?

Мне кажется, что Ющенко не является сейчас объектом внимания, он не из тех, кто может представлять опасность. Вот в отношении Тимошенко видно, что она являет собой реальную политическую угрозу для нынешней власти. Ющенко же не выступает такой фигурой, которая могла бы вызывать такую реакцию. Я не знаю, какие действия Ющенко могли бы вызывать подозрения в каком-то криминале. Думать про него можно что угодно, но тут нужно отдать должное, оснований в чем-то его обвинять нет.