- Категория
- Политика
- Дата публикации
Россия готовится отметить годовщину войны с Грузией
по своим последствиям оно кардинальным образом отличалось от двух предыдущих, считает эксперт из Института политического и военного анализа.
До 2008 г. этнополитические конфликты в Евразии оставались вне фокуса глобальной повестки дня. В США и Европе их называли не только замороженными, но и забытыми. Пятидневная война впервые после распада Советского Союза сделала территорию бывшего СССР предметом особого внимания. Достаточно сказать, что только в первые сутки конфликта ситуация в Южной Осетии обсуждалась в Совете Безопасности ООН трижды. Такой интерес к кавказской проблематике легко объясним. Именно в этом регионе началось формирование нового статус-кво на постсоветском пространстве. Два из четырех евразийских конфликтов оказались окончательно разморожены. Старые миротворческие операции и правовые соглашения, фиксировавшие итоги военных противоборств в Абхазии и Южной Осетии в начале 1990-х гг., более не существуют.
Читайте также: Россия задумалась над присоединением Южной Осетии
Границы республик СССР нарушены
Решение от 26 августа прошлого года было принято во вполне определенных политических условиях, которые раньше отсутствовали или были ничтожно малыми величинами, которые можно было игнорировать.
Как бы то ни было, пятидневная война показала, что в истории процесса под названием "распад СССР" рано ставить точку. Формально-юридическое исчезновение государства в одну шестую часть суши стало не "концом истории", а началом процесса формирования наций-государств, мучительным поиском политических идентичностей, которые привели к конфликтам, а затем попыткам их заморозки и, напротив, реваншистского пересмотра их итогов. И до тех пор, пока этот сложный процесс не завершится, советская империя останется мертвецом, хватающим живых.
Читайте также: Россия - Грузия: история конфликта
Международное сообщество не поможет
Теперь отдельные центры силы могут вне общих легитимных критериев признавать или не признавать международную правосубъектность кого бы то ни было. В феврале 2008 г. часть государств, входящих в ООН, среди которых были и три постоянных члена Совета Безопасности, признала независимость бывшей сербской автономии. А в августе 2008 г. Россия — еще один постоянный член Совета Безопасности ООН, а также член "ядерного клуба" — признала суверенитет двух бывших автономий Грузии. При этом Россия демонстративно отказывается признавать Косово, а США и страны Европейского союза даже после "горячего августа" не желают отказываться от принципа "территориальной целостности Грузии". Таким образом, общие правила, стандарты и критерии не работают. Политическая целесообразность становится главным мерилом мировой политики. Естественно, все это не вчера началось. Прошлогодние события стали лишь еще одним подтверждением (на этот раз на постсоветском пространстве) того, что ялтинско-потсдамская версия международного права не работает, а новая, постъялтинская модель до сих пор не оформлена.
Читайте также: Россия угрожает Грузии применением силы
Таким образом, перед главными игроками мировой политики встает задача выработки новой модели мирового порядка. Альтернативой этому будут "международные джунгли" и ставка на силу. То, что не одна Россия делает такие ставки, является слабым утешением.
Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (Россия), кандидат исторических наук