НБУ курс:

USD

41,32

+0,03

EUR

42,99

--0,47

Наличный курс:

USD

41,71

41,65

EUR

44,00

43,76

"Сегодня судебные споры с налоговой — это не кризис, а рутина" — основатель консалтинговой компании EBS Елена Вольская

Управляющий партнер-основатель и директор консалтинговой компании EBS Елена Вольская о перспективах развития аутсорсинга в Украине, проблемах отечественного налогообложения и возможных путях их решения
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Аутсорсинг в последнее время становится все более популярным не только среди крупного бизнеса, но и в сегменте МСБ. Это может быть как производственный аутсорсинг, так и аутсорсинг бизнес-процессов, таких как ведение кадрового делопроизводства, охрана труда, расчет заработных плат, ведение бухгалтерского учета, юридическое и IT обслуживание. О специфике работы организаций, предоставляющих такие услуги, рассказала директор консалтинговой компании-первопроходца в предоставлении бухгалтерского аутсорсинга и финансового менеджмента в Украине Елена Вольская.

Бизнес уже готов передавать на аутсорсинг бухгалтерию и административные вопросы?

Наши клиенты — это в большинстве случаев иностранные компании, которые в силу тех или иных причин верят в аутсорсинг. В любом случае, когда компании прибегают к услугам аутсорсинга, они стремятся чтобы в конце концов данное решение было совокупно, напрямую или косвенно, для них дешевле.

"Если бухгалтер сделает ошибку, то штраф заплатит предприятие, а если ошибку допустит аутсорсинговая фирма, то она должна будет покрыть убытки"

Особенность системного аутсорсинга — это возможность переложить часть риска на плечи провайдера. Если бухгалтер сделает ошибку, то штраф заплатит предприятие, а если ошибку допустит аутсорсинговая фирма, то она должна будет покрыть убытки.

Среди ваших клиентов иностранцев большинство именно потому, что они более привычны к передаче работ на аутсорсинг?

Когда мы начинали этим заниматься, мы отвечали на потребность рынка. Потребность эта была у иностранных компаний. Украинские компании часто ожидают, что провайдер не только предложит пути решения проблем, связанных с налогообложением, но и выберет один из многих, принимая на себя полную ответственность.

Насколько себе может позволить аутсорсинг малый и средний бизнес?

Малый бизнес как раз и "живет" на аутсорсинге: традиционной является практика передачи бухгалтерских функций третьим лицам, администрированием которых бизнес не занимается.

Если говорить о среднем бизнесе, то он реже пользуется аутсорсингом, хотя в этом есть перспектива, потому что мы часто встречаемся с перегруженностью среднего бизнеса, так называемым бэк-офисным персоналом. Это может быть административный персонал, юридические департаменты, бухгалтерия, финансовые отделы. Руководители не всегда чувствуют, сколько людей действительно нужно для выполнения тех или иных функций.

"Референсы — это та точка, где можно реально бороться"

Какой сейчас уровень конкуренции на рынке аутсорсинга?

Аутсорсинг, консалтинг и аудит — это разные услуги. Не все представители "Большой четверки" предоставляют их. "Четверка" занимается услугами, где больше добавленной стоимости и где она очевиднее. Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг с точки зрения предложения не насыщен полностью. Есть международные операторы, есть локальные, но интерес компаний к аутсорсинговым услугам оставляет место для вхождения на рынок новых игроков.

Как вы боретесь за своего клиента?

Важно установить персональный контакт. На сегодняшний день каждый может красиво написать, хорошо оценить конкурентную цену, но решающее значение при таких равных условиях имеют все-таки рекомендации клиентов и возможность кому-то позвонить и получить мнение. Вот эти референсы — это та точка, где можно реально бороться.

Что приносит больше всего прибыли?

Есть три кита — это бухгалтерские услуги, управленческий консалтинг в сфере информатизации и юридическое сопровождение.

Приблизительно в равных частях?

Мне кажется, если рассматривать бухгалтерские услуги чуть шире, как бухгалтерское и налоговое консультирование, финансовый консалтинг и аудит, то суммарно там, конечно, будет больше половины.

Появились ли у рынка новые потребности?

Есть услуги, которые являются новыми для украинского рынка. К примеру, развивая концепцию сокращения собственного персонала, компании пытаются передавать свой персонал в штат оператора. Мы это называем аутстаффинг — услуги по предоставлению персонала.

IT решения?

Люди хотят мобильно контролировать свой бизнес, обмениваться информацией и быстро принимать решения. Рынок этого хочет, этого хочет и средний, и крупный бизнес. Программное обеспечение для управления предприятием — это рынок, который развивается абсолютно в разных направлениях и способен обеспечить многие потребности разнообразного бизнеса.

"На сегодняшний день судебные споры с налоговой — это не кризис, а рутина"

С какими проблемами в налоговом администрировании сталкивается бизнес?

Одна из наиболее животрепещущих проблем кроется в препятствиях на таможне. Все понимают, что при растаможивании применение индикативных цен далеко не всегда оправдано. В первую очередь это касается среднего бизнеса, он наиболее чувствителен к этим проблемам.

Крупный бизнес немного лучше справляется с такого рода негативными явлениями. Его размер предполагает (поскольку суммы значительные) оспаривание в суде несправедливых решений таможенной службы. Для среднего бизнеса, когда возникают конфликтные ситуации с таможней, иногда предмет спора на весах со сроками и стоимостью судебных прохождений оказывается неоправданным.

Что касается налогов, проблема не столько в самом законодательстве, сколько в фискальной политике проверяющих органов в целом. На сегодняшний день судебные споры с налоговой — это не кризис, а рутина.

Как вы оцениваете новую инициативу о введении налога с оборота и уменьшении НДС?

Изменения налогового законодательства происходят все время, и это ставит бизнес в немного шаткое положение. До введения Налогового кодекса мы были недовольны налоговым законодательством и тем, что туда постоянно вносили изменения. Кодекс ввели, но сюрпризы продолжаются.

Если говорить о законопроектах, которые обсуждаются (налог на оборот и НДС), мне кажется, что это неправильно, поскольку в мировой практике это взаимоисключающие регуляторы. Или нужно применять налог на оборот и тогда полностью отказываться от НДС — это одна схема, которая в мире работает и как-то себя показала, или нужно продолжать работать с НДС и отказываться от налога на оборот.

"Налог с оборота отразится в первую очередь на нас с вами, на цене каждого продукта"

Кому налог с оборота может нанести самый сильный удар?

Я вообще не понимаю, как мы можем говорить про евроинтеграцию и введение налога на оборот. В Евросоюзе используется НДС, в том числе и во взаимной торговле, есть установленные правила такого налогообложения, к которым наше законодательство стремится. Налог на оборот при европейском векторе движения экономики абсолютно неуместен. Тем более что отразится он на нас, на ежедневных покупках в магазинах. Эта концепция, конечно, удобна для фискального администрирования, но не для страны в целом.

Прибавилось ли работы с новым законом о трансфертном ценообразовании?

Трансфертное ценообразование в Украине выглядит пока как некая темная лошадка. Многие операторы рынка налогового консультирования создают департаменты и целые направления по трансфертному ценообразованию, потому что эта буря за день не уляжется. Но это интересная сфера.

Главная загвоздка на сегодняшний день заключается в практике, потому что наша страна работает так: 30% — закон, 70% — налоговая практика. И эти 70% — в некоторой степени неизвестность.

Думаю, "тюнинг" закона будет происходить на протяжении около полутора лет, до тех пор, пока этот закон не приобретет более-менее стабильно работающую действующую форму.

"Для того чтобы что-то вывести в офшор, нужно это "что-то" заработать в Украине"

Многие сейчас уходят в офшоры. Вы готовы консультировать в этих вопросах как, куда и зачем?

Для того чтобы что-то вывести в офшор, нужно это "что-то" заработать в Украине. Если мы говорим о том, что деньги остаются за пределами Украины в виде маржи, то это трансфертное ценообразование. Если у компании офшорные учредители, то деньги они все равно зарабатывают здесь, и налог на прибыль, НДС, подоходный налог, ЕСН тоже платят здесь. Поэтому пока дойдет до офшора, нужно еще заработать ту самую прибыль, которую можно будет вывести, и продать этот бизнес так, чтобы при продаже сэкономить на налогах.

Это все кажется достаточно привлекательным, но не каждому бизнесу подходит. Не каждому бизнесу нужно начинать с создания офшорной компании. Наличие офшорной компании должно быть официально задекларировано, т.е. необходимо получить индивидуальную лицензию НБУ. В таком случае вопрос утилизации налоговых льгот становится менее очевидным. Незадекларированный офшор в свою очередь создает определенные риски.

Тем не менее, многие собственники стараются, чтобы структура собственности бизнеса была связана с нерезидентными компаниями если подразумевается, что рано или поздно бизнес будет полностью или частично продан, или рассматривается выход на международные биржевые площадки.

"Компании открывают счета в других странах, но это нелегко — другие страны их не очень ждут"

Часто случаются проблемы с Кипром?

В последнее время — да. Многие сейчас испытывают проблемы с любыми банковскими платежами на Кипре. Это, можно сказать, несвободные средства, есть куча ограничений, есть законодательство и их же банковская практика.

Интересно, что после потери Кипром привлекательности как финансового центра изменился статус двойного налогообложения с этой страной. Возможно, именно поэтому закон смогли провести (Кипрская конвенция об устранении двойного налогообложения — Ред.). Конечно, компании, которые имели счета в проблемных банках на Кипре, пострадали и пытаются диверсифицировать свои банковские риски. Они открывают счета в других странах, но это нелегко — другие страны их не очень ждут.

Как соотносятся национальные и международные бухгалтерские стандарты? С этим есть какие-то проблемы?

Проблема в том, что учетом у нас занимается бухгалтер, который, обучаясь в наших учебных заведениях, впитал в себя уверенность, что главный человек, который может наказать все предприятие, это налоговый инспектор. Бухгалтер так строит учет, чтобы ему было удобно с точки зрения налогов, жертвуя при этом стандартами финансовой отчетности.

Украинские и международные стандарты очень близки, и если бы наши компании максимально использовали те возможности, которые заложены в украинских стандартах, они бы на 95% соответствовали международным. Если международные стандарты будут приняты за национальные, компании будут составлять отчеты по международным стандартам, но к международным стандартам они не будут иметь никакого отношения. До тех пор пока аудитор не получит возможность чаще подтверждать отчетность, которую готовит бухгалтерия, вопрос применения стандартов останется нерешенным.