- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
Сергей Гусовский: Борьба "Самопомочи" в Киевсовете — это война со стартовым пистолетом
Когда небольшая группа депутатов от "Самопомочи" прошла в Киевсовет, у них были большие планы по наведению порядка в столице. Но что из них удалось реализовать? В преддверии местных выборов Delo.UA пообщалось с лидером фракции "Самопомич" Сергеем Гусовским о том, чего удалось достичь в столице и с кем планируется идти на предстоящие выборы. И зачем.
Довольны ли вы фракцией в Киевсовете, с которой провели этот год?
Да, это очень классные ребята. Первые из могикан.
А нет ощущения, что было слишком много заявлений, и крайне мало из них реально дошло до финальной точки?
Нас пятеро, а всего в горсовете 120 депутатов. Большинство голосует за то, что ему важно, и вы можете хоть кульбиты делать, но это никак не повлияет на решение Киевсовета. Вы пользуетесь всеми депутатскими инструментами — запросы, обращения и т. д., — но все вхолостую. Вы на войне, но воюете со стартовым пистолетом. У нас было несколько успешных шагов, но в целом это было похоже на борьбу с ветряными мельницами.
Поэтому с середины апреля мы сфокусировались на формировании команды, с которой идем на выборы. Мы занялись стратегией, потому что "ямочный ремонт" в этом деле ничего не дает. Например, летом прошлого года мой первый запрос касался открытия базы данных коммунальной собственности. Казалось бы, классная инициатива, правда? Однако целый год ушел на то, чтобы наконец-то проголосовали изменения в бюджете. Больше года потребовалось, чтобы эту базу данных сделать открытой для всех жителей города! Радует, что результат был достигнут, но количество времени и усилий, которые нужно было потратить...
Вы говорили, что надо определиться, с чем идти, а потом уже идти. С чем вы идете на выборы? Какие первоочередные проблемы Киева будете решать?
2-го октября мы официально презентуем программу партии и программу кандидата в мэры. Выложим ее на сайте, опубликуем в нашей газете, дадим ссылки в социальных сетях. Затем две недели будем собирать критические замечания и комментарии. После чего представим финальную версию.
В целом же любой здравомыслящий человек может без труда сформулировать основные шаги. Во-первых, не красть. Во-вторых, эффективно управлять тем, что есть. Открыть реестры, кадастры, провести инвентаризацию и аудит, разобраться с процедурами. Третье — не мешать бизнесу, а способствовать его развитию.
Это если в двух словах. Дальше давайте возьмем уровень выше. У Киева нет стратегии, то есть она как бы есть, но еще та, которую писали при Попове. Это грамотный документ, его готовили специалисты из The Boston Consulting Group, над ним действительно ответственно трудились. Но его писали еще в 2010-2011 году. И с тех пор этим документом никто никогда всерьез не руководствовался. То есть, город жил без стратегии. Но ведь если у вас нет стратегии, и вы не знаете, куда идете, то вам подходит любая дорога. Правда, и приведет она вас неизвестно куда. А если есть стратегия, то вы можете ей подчинять многие действия и документы. Генплан, например. У нас есть Генплан-2020 (проектом руководил Владимир Чекмарев — ред.), в который внесли более 2 тыс. изменений, вернее, издевательств и поруганий.
Да, там от Генплана камня на камне не осталось.
Потом появился "Генплан-2025" — руководил коллективом Сергей Броневицкий. Кое-что у них было сделано неплохо, но в целом этот документ нельзя назвать полноценным Генпланом. Хотя были поползновения протолкнуть его.
Ну что это такое, Генплан-2025? Что за 2025, когда на дворе 2015 год? Генплан с десятилетней перспективой? Это же смешно! Кстати, Союз архитекторов по собственной инициативе уже проанализировал этот Генплан и написал комментариев на 24 страницы... Потому, не надо заниматься самообманом и выбирать из двух зол меньшее. Нужно писать новый Генплан! Нужно объявить конкурс, взять лучших специалистов, открыто и прозрачно собрать качественный коллектив. И начать работать. Чем скорее, тем лучше.
Обратимся к политике. Как вы реально оцениваете шансы на успех? Мы понимаем, что будут кандидаты с админресурсом, с зашкаливающим популизмом — и там и там бороться будет не так просто.
Шансы, как и рейтинг, — это вопрос к политологам и социологам. Мы продолжим с нашей командой трудиться над вопросами абсолютно практического свойства. Попробую объяснить, откуда это спокойствие. У нас сегодня команда порядка 80 человек. Для меня как ответственного за происходящее в команде важно, чтобы она сохранилась, чтобы этот стресс, который называется выборами, не повлиял на состав и качество команды. Кто-то станет депутатом, кто-то нет — но команда должна сохраниться, и на экспертном уровне все продолжат работать, генерируя нужные городу решения. А фракция обеспечит поддержку на уровне Киевсовета.
Вы же проводили соцопросы, мне просто интересно, сколько процентов набираете?
Мне важно, что у нас происходит в команде. Будет у нас 20 депутатов — хорошо, будет 30 — хорошо. Будет 40 — тоже не удивимся.
А если опять будет пять?
Нет, не будет. Мы в разы усилимся.
В этом городе можно с треском провалиться, как ни в одном другом городе. Три ваших главных опасения и три главных мотивации?
Вы же не хотите, чтобы я сочинял?
Нет. Если их не было, значит, не было.
Знаете, если есть боязнь опростоволоситься, все вот эти "не сумею" и т.д., то ни в коем случае нельзя идти на выборы. Конечно, важно трезво оценивать свои силы. Но важно и понимать, что если ты знаешь, с чем идешь на эту должность... Если знаешь, как собираешься реализовать то, о чем мечтаешь... То только вперед. Тем более с такой командой!
То есть, реально анализ — слабые стороны, риски, возможности — не проводился?
Это же политика. В политике SWOT-анализ тоже важен, но если ты действительно лидер, то есть такие фундаментальные вещи, которые важнее этого инструментария. Потому не устану повторять про уникальность нашей команды.
Кто входит в вашу команду из имен, которые могут что-то сказать читателю?
Как я уже говорил, формированием команды мы начали заниматься давно, с середины апреля. А с середины мая начали работать в режиме виртуального Киевсовета нового созыва.
Если говорить чуть подробнее, то мне, например, очень приятно, что у нас невероятно сильная команда юристов. Это ребята, у которых безукоризненная репутация, это известные и уважаемые в своей среде люди. Это Юрий Залусский из Baker&McKenzie, Маким Олексиюк из WTS, Ольга Балицкая из DLA Piper, Олег Макаров из "Василь Кисиль и партнеры", Роман Марченко из "Ильяшев и партнеры", член совета директоров Киевстара Андрей Осадчук, Александр Онуфриенко из "КІНТО", Эдуард Трегубов из компании "Салком".
Что же к вам так юристы потянулись?
Это люди, которые понимают, что много изменений ситуации в Киеве связаны с юридическими аспектами. По подобным причинам к нам идут серьезные финансисты и экономисты. Все это люди, которые состоялись, и они готовы быть политическими волонтерами. Как бы пафосно ни звучало, но работа депутатом — это служение городу, в котором ты живешь. Когда мы беседуем с кандидатами в команду, то я говорю, что это два дня в неделю. Вынь да положь. Один день надо отдать просто физически — то ли это пленарное заседание горсовета, то ли заседание комиссии или фракции, то ли общественная приемная и т.д. Еще день можно дистанционно трудиться с документами. То есть, два дня в неделю. Как вы понимаете, для любого профессионала это серьезная инвестиция времени.
Особенно для юристов, у которых час стоит 400 евро.
Ну да. Тем не менее, всем нам хочется жить в успешном и комфортном городе. Потому иного пути нет. Это личный выбор каждого из нас, личная ответственность. Еженедельно у нас проходят расширенные заседания фракции. Члены команды трудятся одновременно по двум направлениям. Первое — моделирование комиссий Киевсовета. Еще в мае мы попросили членов нашей команды составить свой список приоритетов: кто в какую комиссию хотел бы войти. Соответственно разбились на команды и начали трудиться над тем, что нужно сделать для наведения порядка в городе.
В какие комиссии в основном вошли?
Предсказуемо много людей оказалось в земельной и бюджетной комиссиях. Грамотные люди вошли в состав комиссии по культуре. В нашей комиссии по образованию, например, больше людей, чем в действующей комиссии Киевсовета. Два экстраклассных специалиста вошли в комиссию по медицине. Хорошие ребята отвечают за спорт. Кроме этого каждый член команды одновременно состоит в коллективе, который занимается районом, то есть 10 районов — 10 групп. В итоге сформирован надежный, мощный коллектив политических волонтеров, который знает, чего хочет, и знает, что нужно делать. И, что особенно важно, это слаженный коллектив — команда, умеющая вместе думать и вместе действовать. Лично для меня именно команда была главным приоритетом последних месяцев.
Вы ориентируетесь на ту же аудиторию, что и "большая" "Самопомич"? Это преимущественно люди до 45 лет, социально активная часть населения, скорее всего малый бизнес?
Зачем вы так ограничиваете нашу аудиторию? Мне, например, 49 в ноябре исполнится.
Все, вы уже не попадаете в свою группу. Так все-таки — каков портрет вашего избирателя?
Люди читающие, думающие, слышащие. Это главные признаки. Остальное — не важно.