Штайнмайера — в президенты Германии: что это означает

Выборы федерального президента Германии назначены на 12 февраля 2017 года. Так как действующий президент ФРГ Йоахим Гаук решил не баллотироваться на второй срок, немецкому политикуму пришлось искать нового кандидата. Им стал Франк-Вальтер Штайнмайер

Президента Германии избирает так называемое Федеральное собрание, куда входят депутаты Бундестага и делегаты от федеральных земель по принципу пропорциональности. Чтобы упростить жизнь себе и другим, принято выбирать основного кандидата еще до дня выборов. В этом году большая коалиция в лице лидеров Христианско-демократического союза (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) достаточно долго не могли прийти к общему согласию. Если председатель СДПГ Зигмар Габриэль почти сразу выставил кандидатуру Штайнмайера на должность президента, то руководители ХДС/ХСС Ангела Меркель и Хорст Зеехофер не могли определиться. Ходили слухи и о нынешнем министре обороны Урсуле фон дер Ляйен, и о Йенсе Вайдмане, президенте Немецкого федерального банка и члене правления Европейского центрального банка.

Но сегодня утром картинка прояснилась. Как сообщает Spiegel, ХДС во главе с Ангелой Меркель также решили поддержать кандидатуру Франка-Вальтера Штайнмайера на должность федерального президента Германии. Последнее слово теперь за ХСС, который, по всей видимости, в итоге тоже остановится на нынешнем министре иностранных дел ФРГ. Как минимум, так считают в Союзе у Меркель.

Несмотря на то, что президент ФРГ чаще всего исполняет чисто представительские функции и не имеет внешнеполитических компетенций, его рабочие визиты, его речи и его взгляды могут иметь достаточно сильное влияние на международную политику. Учитывая современную политическую ситуацию, именно Штайнмайер может оказаться именно тем идеальным кандидатом для Германии. Работая в одном кабинете с Меркель, он умудрялся очень тонко лавировать между конфликтными сторонами и обходить острые углы.

Что касается влияния подобного исхода событий на Украину и украино-европейские отношения, то здесь можно с уверенностью говорить исключительно о позитивных моментах.

Во-первых, если Штайнмайер все-таки станет президентом, то этим самым он избавит Меркель от чуть ли не главного конкурента в своем лице на должность канцлера осенью 2017 года. Это достаточно серьезный момент, ведь пока только Штайнмайер имел хоть и небольшие, но шансы, обогнать Меркель. А нам все-таки лучше иметь друга-канцлера, чем друга-президента.

Во-вторых, сплоченность Христианско-демократического союза (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в вопросе выбора президента покажет как немецкому народу, так и всем правым и левым "друзьям Путина", что большая коалиция вновь едина, а это сейчас очень важно. Основная задача — не допустить триумфа популизма осенью 2017-го.

В-третьих, как уже было сказано, Штайнмайер может стать очень хорошим напарником Меркель в сфере международных отношений как раз в дипломатическом плане. Ведь именно этого ей не хватало в Йоахиме Гауке. Сейчас Германии как никогда нужен сильный тандем президент-канцлер, ведь на повестке дня стоит задача не только найти общий язык с Трампом и все-таки повлиять на Владимира Путина, но и в целом победить националистические и популистские движения, вернув как в Германию, так и во всю Европу уважение к демократическим ценностям и идеалам.