- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Строить ли новые бизнес-планы на 2015 год, зависит только от того, верите ли вы в Украину — Елена Вольская, EBS
Елена Вольская, управляющий партнер консалтинговой компании EBS, смотрит на 2015 год без особого оптимизма, но и закрывать офис на ключ и уезжать на годик на Гоа тоже не рекомендует. Ее отношение к следующему году с точки зрения экономики и бизнеса — своего рода перефразированное библейское "Каждому воздастся по вере его". Во что верит глава одной из крупнейших украинских консалтинговых компаний — в интервью Delo.UA.
Елена, начну с самого плохого. Сейчас Украине все чаще предрекают дефолт. Многие говорят, что развитие ситуации у нас сейчас крайне похоже на Аргентину в 2001 году, которая, как известно, тогда объявила дефолт. По вашим оценкам, насколько реалистичен такой сценарий в Украине?
Боюсь, что Украина не готова к дефолту, как бы парадоксально это ни звучало. Зафиксировать убытки — признать дефолт — и начать экономическую историю с чистого листа является действенным инструментом тогда, когда у вас все отстроено, все реформировано, и после объявления дефолта экономика и вправду начнет функционировать по-новому. Но в нашей текущей ситуации это будет "объявить дефолт, чтобы потом опять объявить дефолт". Упали на дно и начали его рыть. Зачем? Тем более, объявление дефолта в условиях войны — точно плохая идея.
Кроме того, я сейчас не вижу, чтобы экономика и реальный бизнес совсем останавливались. Экономика ведь очень инертна, она долго разгоняется, но и тормозит также долго. А вот с госфинансами, конечно, ситуация аховая — с нашим сегодняшним золотовалютным резервом сложно на что-то влиять. Украине сейчас критично нужны деньги именно для стабилизации финсистемы, и чтобы ее укрепить, нужен стабилизационный фонд в 30, а то и 40 млрд долларов. Суммы в 1-2 млрд здесь не подействуют.
Но с чем не могу не согласиться — так это с тем, что мы сегодня в самом деле очень похожи на Аргентину конца 90-х. По экономическому развитию, индустриальному, по уровню коррупции, по развитию агрорынка… Мне бы, конечно, куда больше хотелось, чтобы нас сравнивали с Грузией.
Да, Грузию часто ставят в пример Украине, но размеры стран очень разные, этого нельзя не учитывать.
А тут от масштабов ничего не зависит. С моей точки зрения, главное, что сделала Грузия — провела либерализацию экономики и улучшила свое состояние в первую очередь за счет внутренних отчислений. Нельзя все время просить взаймы извне — нужно работать над тем, чтобы бюджет наполнялся изнутри. И тут размер не имеет значения.
Вы видите шаги по либерализации сейчас в Украине?
Скажем откровенно — не много. Вспоминается только лишь налоговый компромисс, и то пока его судьба в Раде неясна.
Как неясна и судьба закона об НДС-счетах, который вроде со дня на день должны отменить. Как вы относитесь к этому шагу?
Двояко. С одной стороны, очевидно, что закон об НДС-счетах был просто убийственным для небольших бизнесов. С другой стороны, систему администрирования НДС необходимо наконец усовершенствовать. И я очень боюсь, что с этой отменой будет похоронена сама попытка вернуть НДС к его нормальному, классическому, а не коррупционному значению, когда бы он действительно выполнял свою функцию, а не служил инструментом "отмывания" денег.
Надеюсь, будет реализована также реформа в сфере ЕСВ. Хотя, с моей точки зрения, реформировать ЕСВ нужно было бы все-таки одновременно с НДС, т.к. выведение именно этих налогов из тени вполне взаимосвязано — манипуляции с НДС часто связаны с желанием платить зарплату в конверте по причине высокой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Кстати, мы готовили аналитику по ЕСВ, анализировали в разрезе нескольких лет. Так вот, стопроцентная закономерность — как только налог понижался, уровень его уплаты повышался. То есть, снижение ЕСВ гарантировано приведет к выходу существенной части бизнеса из тени.
Но зачем это бизнесу? Ну вот серьезно: снизили налог — ну и хорошо, но мы же все равно минимизировали. Что должно заставить бизнесменов "выйти на свет"? Кроме чисто этических моментов?
Для меня, кстати, этические моменты не менее важны, чем сугубо экономические. Знаете, когда я вижу компании, которые с одной стороны собирают деньги на АТО, а с другой продолжают "играть" с НДС — у меня эти две реальности никак не сходятся. Т.е. ты берешь из одного кармана, "простирываешь" эти деньги, и кладешь их в другой карман. Если кладешь, конечно.
Это если говорить об этической составляющей. Если же забыть об этике, то нужно как минимум помнить об уголовной ответственности. Срок давности такого преступления — 25 лет. Так что человек будет на крючке всегда, буквально всю жизнь.
Ну и с чисто бизнесовой точки зрения минимизация — это же тоже не бесплатно! И разница в цене между работой "по белому" и "в тени" — она же постоянно сокращается, маржинальность падает. А если еще добавить, что вы никогда не можете быть уверены, что заплатив однажды, не придется платить повторно — тут ведь никто никаких гарантий не дает. А еще добавьте контрагентов, которые откажутся от работы с вами из-за вашего не совсем легального статуса. Добавьте проблемы с получением займов и выходом на иностранные рынки… Если вы это все подсчитаете, вы поймете, что игра совершенно не стоит свеч, работать "всерую" — не так выгодно, и нам необходимо сменить тренд.
Другое дело, что бизнесу нужно время, чтобы перестроить свою работу. Сделать это одномоментно, по факту принятия нового закона, невозможно. Но я уверена, что если в 2015 будут сделаны шаги навстречу бизнесу, бизнес незамедлительно сделает шаг навстречу государству. Впрочем, как показывает практика многих наших клиентов, лучше начинать перестраивать процессы независимо от доброй воли государства. Идеального времени все равно никогда не будет, всегда будет что-то мешать. А сейчас, когда перед нашими компаниями открылись европейские рынки, терять шанс на них выйти из-за какой-то экономии на минимизации — просто смешно.
Вы видите среди бизнесменов готовность сейчас "перейти на светлую сторону"?
Сейчас, честно сказать, нет. Они готовы были в марте, апреле, мае. Но тогда государство упустило шанс. Сейчас опять вернулось недоверие.
Давайте перейдем от непосредственно налогов к тому, куда они поступают — бюджету. Он пока не представлен, и сложно спрогнозировать, какие доходы и какие расходы будут заложены. Но если бы вы сейчас участвовали в подготовке бюджета, на что обратили бы внимание в первую очередь?
Газ — для бюджета это наше все. И нужно наконец сделать прозрачной систему его покупки и оплаты. Нужна газовая биржа. Она поможет разумно сократить потребление, ликвидирует коррупцию в сфере. Знаете, я вспоминаю рынок электроэнергии лет 15 назад — было точно такое же безобразие. А потом появилось ГП "Энергорынок", и ситуация существенно улучшилась.
И, конечно, я бы сокращала госаппарат. У нас же просто какое-то огромное количество госслужащих! И это сокращение должно происходить одновременно с сокращением бюрократических требований, которых у нас также тысячи. У нас же по какому принципу построен любой госорган: много людей, каждый из которых работает за копейки, но у каждого есть какая-то своя очень важная, и обязательно заградительная функция. И здесь нужно превращать количество в качество. И сделать это можно, передав часть государственных функций частным компаниям. В целом ряде стран, к примеру, налоговые органы не проверяют компании регулярно, этим занимаются частные аудиторы. Которые, безусловно, не штрафуют за неправильно заполненную отчетность, а помогают заполнить правильно.
Но ведь так же не соберешь штрафы.
Так и не должна стоять цель собрать штрафы! Нам нужно поменять цель, зачем происходит налоговая проверка. Штрафы собрать? Но это же не цель! Целью должно быть повышение изначальных поступлений в бюджет, а проверка — это всего лишь направляющее, корректирующее действие. А не способ выполнить план.
Я уже не говорю о том, что коммерциализация госфункций не просто позволит сократить и оптимизировать госаппарат и сэкономить бюджетные деньги, не просто улучшит качество предоставляемых услуг, но и позволит повысить прибыли частных компаний.
В 2015 году этого вряд ли можно ожидать.
Сокращение госаппарата, даже если оно произойдет в 2015 году, не даст заметного результата для бюджета. Ведь мы понимаем, что это не просто "до свидания" — всех этих людей нужно уволить со всеми компенсациями, предупредив заранее… Это дорого. Но если это сделать в 2015-м году, то уже в 2016-м почувствуется эффект.
Международные финансовые организации могли бы профинансировать такую программу?
Уверена, что возможно создать программы по такому содействию.
Кстати, многие эксперты нарекают на то, что из всех МФО мы общаемся только с МВФ. Кто еще, на ваш взгляд, мог бы быть донором?
Думаю, мы слишком мало обращаемся индивидуально к правительствам разных стран. Мы могли бы рассчитывать на более существенную помощь от них. Но понимаете, сейчас же вопрос не в том, что мы что-то делаем, а нам не помогают. Проблема в том, что нам уже столько раз помогали в обмен на обещания сделать, а потом ничего не происходило, что шансы найти деньги где бы то ни было тают с каждой нереализованной реформой. Мне грустно это говорить, но если все пойдет также, как было — с Украиной уже не нужно будет воевать. Еще годик "ничегонеделания" — и мы сами сдадимся кому угодно, потому что денег не будет совсем.
Кстати, про деньги. Фундаментальный анализ курса доллара показывает, что он должен стоить в пределах 13-13,5 грн/доллар. Сейчас курс держится на уровне чуть выше 15 грн/доллар. В чем причина, с вашей точки зрения?
Это комплекс причин, но первичны, как по мне, банковские спекуляции и панические настроения населения. Ну и, конечно, плачевное состояние ЗВР, с которого мы начинали беседу.
Но я не очень верю в реальность показателя в 13 грн/доллар. Дело в том, что еще в сентябре 2012 года аналитики утверждали, что курс должен быть не ниже 11 грн/доллар, а уже к декабрю того же года их прогноз ухудшился до 12 грн/доллар. Это было два года назад, и с тех пор экономика только падала. Так что мне кажется, тот курс, который мы имеем на сегодняшний день, абсолютно обоснован. Могло бы быть и хуже.
Думаете, будет хуже?
Давайте честно — с экономической точки зрения 2015-й год будет хуже 2014-го. Уровень валютной выручки от "традиционных" для нас экспортных отраслей будет только падать. Нам нужно максимально переориентироваться на экспорт продуктов и услуг на рынки Евросоюза. Это непросто, но возможно. И я смотрю, что наши клиенты это тоже понимают — основная часть обращений сейчас идет именно за тем, чтобы мы подготовили компанию к выходу на рынки ЕС.
В кризисные годы — каким и обещает быть 2015, компании преимущественно исповедуют два подхода: либо, используя кризис как возможность, запускают новые проекты, либо стараются "впасть в анабиоз" до "лучших времен". Что бы рекомендовали делать вы?
Конечно, здесь нужно учитывать очень много факторов, и главный — есть ли у компании свободные деньги. Но с точки зрения бизнес-философии совет будет очень простым: если вы верите в будущее нашей страны — начинайте новые проекты. Ну а если нет… Просто любому бизнесу нужно понимать: гривня девальвирует. И нужно пускать ее в работу. Держать деньги "в кубышке" в сложившейся ситуации — самое невыгодное, что можно сделать.