НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Таможенная аналитика как инструмент пополнения госбюджета

Руслан Костецкий, директор компании SAS Украина, о том, как анализ данных может помочь решить проблемы таможни

Сегодня наши государственные службы вынуждены работать в нестабильных экономических условиях, связанных с сокращением ресурсов и повышением уровня рисков, поэтому им необходимо действовать эффективнее, решая более широкий круг задач с наименьшими затратами. Однако несмотря на немалые усилия, предпринятые в последние годы для модернизации работы таможни, проблемы незаконного ввоза товаров, контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин, а также коррупции по-прежнему остро стоят перед таможенными органами Украины. В той ситуации, в которой наша страна оказалась сегодня, мы не можем себе позволить потратить 5-7 лет на самостоятельное изучение и разработку ИТ-систем, которые должны обеспечивать успешное внедрение назревших реформ в таможенной службе. На мой взгляд, для этого ведомству требуются современные ИТ-решения с мощным функционалом, преемственностью версий и мировой репутацией, которые позволяют оптимизировать рабочие процессы таможенной службы, обеспечить соответствие правилам и нормативным актам и, конечно, принимать более обоснованные решения о необходимости дополнительных проверок, взысканий, удержаний и т.д.

Задачей таможенных органов является защита экономических интересов государства, предотвращение незаконного ввоза и вывоза грузов, контроль соблюдения правил въезда на территорию страны и выезда, а также сбор пошлин. Что же необходимо украинской таможне сегодня? На мой взгляд, это качественный анализ рисков, таможенный пост-аудит, а также эффективные инструменты для противодействия контрабанде и внутреннему мошенничеству. Эти задачи нельзя решить с помощью одних только человеческих ресурсов, и у чиновников возникает необходимость в технической и экспертной помощи. Этот процесс требует не только перехода к электронному правительству и предоставлению услуг населению в электронном виде, но также продвинутых подходов к работе с информацией — применения инструментов бизнес-аналитики, которыми пользуются органы власти и правительственные структуры многих развитых стран мира. Так, среди клиентов SAS государственные органы США, Великобритании, Саудовской Аравии, Бельгии, Сингапура, и еще нескольких десятков стран.

Углубленная аналитика помогает им получить комплексное представление обо всех пересечениях границы и выявлять те субъекты или объекты, которые подлежат обязательному досмотру ввиду высокого показателя риска.

Такая информация позволяет таможенникам находить потенциально опасных лиц и грузы, и предупреждать о них компетентные органы. При этом современные информационные технологии устраняют доминанту человеческого фактора в этом процессе.

Безусловно, широко обсуждаемый сегодня переход к электронному декларированию товаров и безбумажному таможенному оформлению — важный, открывающий большие перспективы шаг для украинской таможни. Положительный эффект заключается не только в ускорении оформления и увеличении пропускной способности таможенных терминалов, но и в возможности обеспечить соблюдение таможенного законодательства Украины. Опыт других стран показывает, что решение этих задач вручную требует времени и больших человеческих ресурсов, приводя к задержкам в оформлении грузов и недовольству граждан. Введение выборочных проверок тоже не дает необходимой эффективности. Для этого существуют инструменты мониторинга и интеллектуального текстового анализа, которые автоматически определяют ключевые слова и тематику сообщений, производят семантический разбор текста и анализируют контекст.

Среди самых распространенных способов мошенничества на таможне — декларирование товаров по заниженной стоимости, занижение веса, использование "товаров прикрытия", облагаемых более низкой ставкой, и т.д.

Например, таможенной службе сложно выявить попытки нелегального перемещения грузов, если фирмы-импортеры меняют свои названия или поставщиков. К тому же сегодня способы незаконного импорта товаров становятся все более изощренными и трудно выявляемыми, а программное обеспечение, ориентированное на различные виды грузов, не учитывает опыт самих таможенников и их наработки в противодействии нелегальным перевозкам. Это приводит к неоправданным проверкам заведомо легальных грузов и, соответственно, вызывает жалобы, как со стороны простых граждан, так и со стороны сотрудников таможни. Безусловно, из-за таких махинаций государственный бюджет недополучает средства. Оценить бюджетные потери довольно сложно, так как подобная статистика у нас не ведется в полном объеме или не доступна широкой общественности.

Приведу пример, как это работает на практике таможенной службы Южной Кореи. В зону ответственности ведомства входит: таможенное оформление импорта, сбор пошлин, выявление нарушения прав интеллектуальной собственности, незаконные операции с иностранной валютой, отмывание денег, указание ложных сведений о происхождении товаров и т.д. За последнее десятилетие объем импорта товаров практически удвоился и в 2013 г. составил 516,6 млрд долларов (по данным Корейской ассоциации международной торговли), в то время как количество сотрудников таможни осталось прежним. Таможенникам пришлось искать способы обнаружения незаконных грузов без полного досмотра импортируемых товаров. Избирательные проверки не оправдали ожиданий, и таможенная служба Южной Кореи решила использовать инновационные технологии управления рисками.

При помощи инструментов углубленной аналитики SAS корейские таможенники теперь могут более точно выявлять попытки ввоза незаконного груза или занижения декларируемой стоимости. При этом количество параметров, по которым определяется целесообразность физического досмотра грузов, увеличилось с 77 до 163. Благодаря применению продвинутых инструментов анализа данных, уровень обнаружения контрабанды возрос более чем на 20%. Поскольку ускорилось оформление законно ввозимых грузов и сократилось число неоправданных проверок, то количество жалоб со стороны импортеров тоже стало меньше, а торговые отношения с другими странами стали развиваться в более благоприятных условиях.

Подводя итоги, нужно учесть и то, что углубленная аналитика позволяет сократить количество и время задержек товаров на границе, следовательно, бизнес может закладывать на возможные задержки меньшие риски в виде наценки на товары. Таким образом, эффективная работа таможни способствует развитию бизнеса, снижению стоимости товаров для населения и повышению деловой активности в стране. Не это ли крайне необходимо Украине уже сегодня?