Тимошенко не успевает написать бюджет-2010

Правительство не успевает в оговоренный законом срок — до 15 сентября — передать на рассмотрение Верховной Рады утвержденный проект бюджета на 2010 год.

Правительство не успевает в оговоренный законом срок — до 15 сентября — передать на рассмотрение Верховной Рады утвержденный проект бюджета на 2010 год.

Как считать?

В Министерстве финансов в срыве подготовки госбюджета обвиняют Национальный банк. Исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский не единожды заявлял, что Минфин не может приступить к разработке проекта бюджета на 2010 год, так как не получил от НБУ основ денежно-кредитной политики. Совет Нацбанка до сих пор не утвердил их, хотя, согласно Бюджетному кодексу, должен был сделать это еще до 1 апреля. «У нас нет одного из основных макроэкономических параметров для планирования бюджета — прогнозного официального обменного курса в среднем за год», — сетуют в Минфине. Члены совета Нацбанка неохотно отвечают на вопросы о рассмотрении основ денежно-кредитной политики на

2010-й, отсылая к главе совета Петру Порошенко. Последний, по словам помощника Ирины Фриз, сейчас находится в отпуске. По словам члена совета Валерия Гейца, суть проблемы — в сложностях прогнозирования в условиях кризиса. «Вопрос очень сложный: есть разные точки зрения на макроэкономическую ситуацию в стране даже в этом году (не говоря уже о следующем). Например, эксперты прогнозируют падение реального ВВП в 2009-м на 17%, кто-то дает -12%. Нацбанк имеет свою оценку, Минэкономики — свою, и отличия существенны», — поясняет член совета НБУ. По прогнозам Валерия Гейца, к рассмотрению основ денежно-кредитной политики на следующий год совет Нацбанка приступит не раньше сентября. Однако такая ситуация не является из ряда вон выходящей. Например, в прошлом году совет НБУ принял основы денежно-кредитной политики 15 сентября. И в нем, к слову, не содержалось конкретного прогноза официального среднегодового курса гривни, о котором сегодня так пекутся в Минфине.

Два бюджета

Со сложностями сталкиваются и распорядители бюджетных средств на местах — в связи с принятием парламентом нового Бюджетного кодекса. Напомним, что 23 июня Верховная Рада утвердила новую редакцию Бюджетного кодекса, которая вводит трансфертные расчеты непосредственно между государственным бюджетом и бюджетами сел, поселков и городов районного значения. Однако новый кодекс был ветирован президентом. «Областные госадминистрации находятся в подвешенном состоянии из-за непонимания, какой именно редакцией Бюджетного кодекса руководствоваться, — говорит глава Кировоградского обл-совета Николай Сухомлын. — Законодательная база не поменялась, в то же время Кабмин инициировал разработку бюджетов для 12 тыс. сельских и поселковых советов». Теперь процедура бюджетных расчетов на местах занимает больше времени. «Формирование бюджетов, согласно новому Бюджетному кодексу, происходит уже в разрезе сельских и поселковых бюджетов, чего не было в прошлом году. Теперь нам нужно рассчитать необходимый ресурс до уровня села и поселка, тогда как ранее — до района», — уточняет руководитель главного финансового управления Кировоградской облгосадминистрации Сергей Шеремет. Чиновник пока не готов назвать параметры доходов и расходов, которые область предложит Минфину. Но, по словам Николая Сухомлына, в облгосадминистрации уже подсчитали: если нормы, заложенные в новом Бюджетном кодексе, будут реализованы, бюджеты сел и поселков могут вырасти в 2,2 раза, тогда как районные бюджеты будут урезаны на 40%, а областной — на 30%.

По информации «ДЕЛА», в ряде областей, например Львовской, планирование идет согласно старому Бюджетному кодексу. «Это действительно проблема — понять, как в этом году будет осуществляться бюджетный процесс. Пока мы еще планируем по старому кодексу», — рассказывает глава Львовского облсовета Мирослав Сенык. По его словам, область планирует отправить параметры в Минфин только в сентябре, при этом глава облсовета прогнозирует, что уровень доходов и расходов будет приблизительно таким же, как в этом году. «В 2009-м запланировано мобилизировать в областные бюджеты всех уровней почти 12 млрд. грн. Расходная часть — приблизительно 9 млрд. грн. Плюс в этом году нас ждет 1 млрд. грн. расходов в рамках программы регионального развития», — говорит Сенык.

В бюджетном комитете парламента допускают, что формально правительство может подать проект госбюджета до 15 сентября, но к его потенциальному содержанию относятся скептически. «Какой-то набор параметров, какую-то глупость Кабмин, конечно же, может предложить до 15 сентября. Думаю, что-то Верховная Рада до этого числа увидит, но это будет предвыборная агитка госпожи Тимошенко», — считает член парламентского комитета по вопросам бюджета Павел Жебривский (фракция «НУ — НС»).

Читайте также: Дефицит госбюджета вырос до 5 млрд гривен