Топ-10 экономических несуразиц в программах партий

Список обещаний в сфере финансов, которые кандидаты не выполнят

Проанализировать экономическую часть программ партий, которые идут на выборы, оказалось не так просто: у большинства они ограничиваются парой красивых общих фраз без каких-либо цифр, к тому же одинаковых для всех вне зависимости от политического вектора.

Все нам предлагают "защиту отечественного производителя", "улучшение инвестиционного климата", "развитие внутреннего рынка", "конкурентоспособную экономику", "поддержку аграрного сектора" и, конечно же, "бескомпромиссную борьбу с коррупцией". Правда, не объясняют как. И все кандидаты как один обещают "оставить в покое малый бизнес", который уже и до них пытались оставить в покое, но как-то не получалось.

Отсутствие конкретики в программе можно простить "Народному Фронту". Это партия правительства, и с его экономической доктриной мы и так знакомы. Позицию Петра Порошенко (а значит, и программу партии) мы тоже знаем — его приоритеты изложены в госпрограмме-2020. Что касается "Сильной Украины", ее экономическая платформа на три четверти состоит из критики действующего Кабмина. Остальные партии написали программы поподробнее, но лучше бы они этого не делали.

Итак, десятка самых нереалистичных предвыборных обещаний, касающихся бюджета, фискальной политики и финансов.

1. Повысим зарплаты и пенсии, "Оппозиционный блок"

Такое впечатление, что экс-регионалы рассчитывают на электорат, который совершенно не в курсе, откуда берутся зарплаты и пенсии, и верит, что для полного счастья нужно просто напечатать много денег, а подарки на Новый год приносит Дед Мороз. Но суровая правда в том, что у нас есть бюджет. Откуда он берется и как распределяется, наглядно и в картинках можно увидеть на сайте "Цена Государства". Итак, на сегодняшний день у нас есть 389,7 млрд гривень. Это то, что поступило в виде налогов, займов и немного того, что государство заработало само. Все. Больше денег нет. А те, что есть, уже расписаны под самое необходимое.

Пенсии тоже не даруются велением парламента — их размер зависит от бюджета Пенсионного фонда. А бюджет ПФ — от уплаченного с заработных плат социального взноса. Работодатель отдает в ПФ сумму, равную почти половине фонда оплаты труда. Однако пенсионеров слишком много, и чтобы их содержать, в этом году государству пришлось докинуть из бюджета 66 млрд гривень. Единственный путь, который позволит регионалам увеличить пенсии в два раза (как они обещают), это узаконить массовые расстрелы пенсионеров.

2. Тарификационная шкала почасовой оплаты труда согласно европейским стандартам, "Свобода"; Минимальная зарплата — 25 грн/час, "Либеральная партия"

Тут социалисты хором с либералами предлагают заставить работодателя платить больше наиболее дешевой рабочей силе. Но бизнес переживает не лучшие времена, потому что война, девальвация, дорогие кредиты и жестокое (не жесткое, а жестокое) валютное регулирование заставляют затянуть пояса. Оплачивать труд как правило неквалифицированным работникам по европейским меркам? Да проще взвалить дополнительную нагрузку на людей, которые и так достойны большего, чем минималки.

3. Отмена налога на добавленную стоимость, "Свобода", "5.10"

НДС мы не отменим, потому что подписали Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое предполагает унификацию налогового законодательства, а в ЕС налоговая система содержит НДС. Хотели придумать что-то более гениальное, но разговор в Еврокомиссии был закрыт в 2011 году. С этим придется смириться — в Европу мы пойдем только с налогом на добавленную стоимость.

Но давайте пофантазируем. "Свобода" предлагает просто отменить НДС, а потери компенсировать за счет сурового налогообложения доходов "олигархов". Из 390 млрд грн, которые у нас есть, 201,5 млрд грн (т.е. более половины) — это поступления от НДС. Чтобы план свободовцев сработал, нужно у крупных бизнесменов отобрать все. А в стране, где все заработанное отбирают, никто работать не захочет. Да и жить тоже. Что-то не вяжется с инвестпривлекательностью, не правда ли?

Заменить НДС налогом с продаж, как предлагает Балашов, не получится еще и потому, что НДС платят предприятия (в конечном итоге — потребитель, но непосредственно — все же предприятия). Это налог, который должен (теоретически) справедливо распределяться между теми, кто участвует в создании продукта. Налог с продаж взимается уже с готового продукта, его платит продавец, а продавец его перекладывает на покупателя, повышая цену. Налог с продаж поэтому еще называют налогом на бедность. А у нас и так цены выросли на 14% с начала года.

4. Кредитные и налоговые каникулы для Донбасса, "Оппозиционный блок"

Вот интересно: "оппозиционеры" хотят и пенсии поднять, и налоги с промышленного региона не собирать. Это пункты, противоречащие друг другу, так не бывает. Но даже если бы у нас в бюджете было немерено денег — введи мы налоговые каникулы для отдельного региона, бюджет быстро иссякнет. Потому что через 3 месяца только ленивый не перерегистрирует свой бизнес на Донбассе, чтобы не платить налоги.

5. Обеспечить кредиты для аграриев под 8-10%, "Батькивщина"; Кредиты на развитие под 5% годовых на 10 лет, "Радикальная Партия"; или даже круче — беспроцентные кредиты от государства на открытие своего дела, "Свобода".

На самом деле, госпрограммы льготного кредитования у нас законом предусмотрены, но на них выделяют мало денег. Больше выделять не получается, потому что денег в бюджете, как мы уже выяснили, нет. И в ближайшее время не предвидится. Да и толку нет — слишком уж коррумпированная и мудреная система. "Нагибать" коммерческие банки и законодательно ограничивать кредитные ставки не получится — банки не печатают деньги и не могут их наколдовать.

Кредиты дают из того, что граждане положили на депозиты. А эти граждане с начала года забрали из банков более 100 млрд гривень, потому что не доверяют банкам. Не доверяют в том числе из-за того, что 26 банков с начала года признали неплатежеспособными, и теперь государство должно возместить вклады. Заодно спасти другие банки, у которых тоже отток депозитов, а предприятия не могут погасить кредиты, потому что война и потому что судебная система позволяет не погашать. О каких кредитах на развитие в этой ситуации можно говорить?

А тут еще Донбассу дай кредитные каникулы, потому что "Оппозиционный блок" так придумал. Кто-то же должен платить за то, что кто-то другой не платит. Вот и платят заемщики в виде высоких ставок по кредитам.

6. Перевод валютных кредитов физлиц в гривню по курсу, актуальному на момент оформления кредита, "Свобода"; Разработка совместно с НБУ механизмов компенсации коммерческим банкам финансовых убытков от народной реструктуризации, "Блок левых сил"

Народная реструктуризация — это кредитные каникулы и мораторий на отчуждение залогового имущества. То есть, некоторые граждане набрали кредитов в валюте и платили за них меньше, чем сознательные граждане, взявшие кредит в гривне. А тут вдруг девальвация. Когда вы берете кредит в валюте, вы должны учитывать риск девальвации, это логично. Вы выбираете между стабильностью и низкой ставкой. Если граждане выбрали халявную ставку, кто виноват? Банк? Почему банк должен заплатить за недальновидность граждан? Почему банк не имеет право получить свои деньги обратно? Напомню — не свои, а деньги своих вкладчиков (может, тогда и депозиты выплачивать по старому курсу?) "Левый блок" придумал — НБУ пускай разбирается? Но почему государство должно рассчитываться по кредитам своих граждан? А своя голова на что?

7. Контроль государства над банковской сферой — госбанки должны контролировать 30% банковского капитала, "Свобода"

"Свобода" вообще своеобразно понимает инвестиционную привлекательность. Здоровая конкуренция и возвращение в Украину банков с иностранным капиталом в их представлении — чистое зло, хотя все обстоит совсем наоборот. Скажу просто, что в странах ЕС государство не контролирует банковский капитал.

8. Кредиты под залог арендованной земли, "Гражданска позиция"

Мы долго пытались вообразить себе механизм, при котором было бы возможно взять нечто чужое, отдать в залог банку, а привлеченные средства потратить на свои дела. При каких вообще обстоятельствах собственник даст в аренду землю, если арендатор может ее потерять? Кроме прямой угрозы жизни мы ничего не придумали.

9. Доллар по 8 гривень, Александр Савченко, и прочие "Нацбанк должен повлиять на курс"

Доллар — это товар, у которого есть цена. И эту цену не придумывает Нацбанк по собственному хотению, она зависит в том числе от спроса на этот товар. И доллар по 8 гривень у нас был из-за того, что Нацбанк регулировал спрос, продавая доллар (и потратив на это больше половины золотовалютных резервов за два года), а не потому, что такой была его стоимость. В результате валюта в стране почти закончилась, и мы ее теперь занимаем у МВФ, Евросоюза и вообще у кого только можем.

Если хотите, чтобы доллар стоил дешевле, начните с себя — перестаньте бегать в банки и клянчить валюту, если вы не импортер и вам не нужно срочно рассчитаться с поставщиками, и если завтра вы не уезжаете за границу. На самом деле, задача НБУ — не держать в железном кулаке курс, а следить за тем, чтобы цены не росли слишком быстро. За курс в ответе каждый из нас.

10. Защитить внутренние рынки путем их временного закрытия на срок до 6 месяцев, "Сильная Украина"

Украина — это часть цивилизованного мира и участник международной торговли. В этой роли мы входим во Всемирную торговую организацию и совсем скоро войдем в зону свободной торговли с Евросоюзом. Равноправная и свободная торговля — это принципы, которые защищают эти сообщества, и Украина, как их полноправный член, должна их придерживаться. Закрыть рынки мы не можем, потому что это противоречит правилам ВТО и ЗСТ. В противном случае наши товары тоже никто не станет покупать за границей. А значит, не будет платить за них валютой. Тогда мы никак не рассчитаемся со всеми, у кого мы эту валюту занимали, и будет нам доллар по 40 гривень, и то по блату.

Есть еще такие милые пункты, как "расширить сеть внешкольных учебных заведений, ДЮСШ и станций юных техников у "Оппозиционного блока" или создать "сеть государственных ключевых лабораторий у "Самопомощи". Это, конечно, правильно, похвально и даже выполнимо, но, глянем правде в глаза, не при этом созыве.