НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Что делать собственникам недвижимости, если их город переименовали

Правительственная инициатива по декоммунизации и запрету пропаганды советской символики вылилась в проблемы для простых граждан и организаций, имеющих отношение к земле и недвижимости

За последнее время в Украине переименовали немалое количество административных единиц. Например, только в Донецкой области это коснулось 6 районов, 10 городов, 29 поселков и 62 сел.

Кроме небольшой путаницы в географии, правительственная инициатива по декоммунизации и запрету пропаганды советской символики вылилась в проблемы для простых граждан и организаций, имеющих отношение к земле и недвижимости. Так, закон о декоммунизации предусмотрел, что административный сбор за внесение изменений в уставные документы в связи с переименованием улиц и населенных пунктов не взимается. На деле же трудности оформления/переоформления прав на недвижимость в полном объеме ложатся на плечи собственников.

Недавно возникла абсурдная ситуация. Выполняя проект отвода земельного участка, мы подали его на утверждение в совет одного из переименованных Верховной Радой городов. И каково же было наше удивление, когда выяснилось, что город пока живет с прежним названием.

И это не единичный случай и не проявление местного самоволия. Хотя во всех постановлениях парламента о переименовании указано, что они вступают в силу после опубликования, на самом деле это не совсем так.

Депутаты не взяли во внимание существование отдельного специального закона о географических названиях, который иначе смотрит на этот вопрос. В частности, согласно статье 7 упомянутого закона решения о переименовании вступают в силу одновременно с законом о Государственном бюджете Украины, решениями областных, Киевского и Севастопольского городских советов на соответствующий год. Этими документами предусматриваются расходы, связанные с переименованием.

Учитывая, что решение о повсеместных сменах названий принимала именно Верховная Рада, могу предположить, что соответствующие денежные средства должны быть заложены в государственном бюджете.

Сейчас же встает вопрос: какое название населенного пункта указывать при передаче земли в собственность и аренду, при внесении сведений в Реестр и кадастр?

В Порядке ведения Госземкадастра написано, что сведения о названиях административно-территориальных единиц указываются согласно Государственному реестру географических названий. К сожалению, найти этот реестр, ведение которого поручено Госгеокадастру, в открытом доступе не получилось.

При внесении сведений в Государственный реестр прав также указывается местонахождение земельного участка или адрес объекта недвижимости. Таким образом, очевидно, что название населенного пункта, района в области должно быть корректным, и это важный атрибут в описании земельных участков и недвижимости.

Вот только где взять сведения об актуальных названиях административно-территориальных единиц, или когда считать их изменившими название? С принятием госбюджета или постановления парламента о переименовании?

По информации официального портала Верховной Рады и веб-сайта Госстата Украины, данные о переименовании уже полным ходом вносятся в имеющиеся классификаторы.

Таким образом, можно предположить, что правовая коллизия, возникшая между законом о географических названиях и рядом постановлений о переименовании, не урегулирована, а проигнорирована. На мой взгляд, с формальной точки зрения это дает возможность впоследствии оспаривать законность переименования из-за нарушения его процедуры.

Отдельно меня волнует, какие именно данные — старые или уже новые — указывать при присвоении кадастровых номеров и регистрации прав в населенных пунктах, попавших под переименование.

Законодательством не установлено, за чей счет и в каком порядке будет проводиться актуализация прав на землю в Реестре прав и Государственном земельном кадастре, а значит выяснять этот вопрос придется практическим путем.