НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Упрощение процедуры землеустройства: итоги 2 месяцев работы закона

Роман Мекшун, исполнительный директор компании "ЮМДЖИ ПРОЕКТ", о плюсах и минусах упрощенной процедуры согласования документации по землеустройству

В Украине вот уже более двух месяцев действует Закон № 180-VIII "О внесении изменений в
статью 186-1 Земельного кодекса Украины относительно упрощения процедуры согласования проекта землеустройства". Согласно новой процедуре согласования землеустроительной документации, госорганы в случае отказа обязаны привести исчерпывающий перечень недостатков проекта землеустройства и предусмотреть разумный срок для их устранения. Отказывать второй раз по новым причинам, которые не были озвучены в первоначальном заключении, нынче нельзя.

При повторном рассмотрении уполномоченные органы имеют право не согласовать проект землеустройства лишь если заявитель не устранил ранее обнаруженные недостатки. При этом запрещено отказывать по каким-либо иным основаниям или указывать новые недочеты.

На первый взгляд, вроде бы положительный и полезный закон.

Но как показывает короткий срок его правоприменения, все усложняет введенное новое понятие — "разумный срок", который устанавливает согласовывающий орган для устранения недостатков проекта и который может быть продлен по письменной просьбе разработчика. И если в гражданском законодательстве, которому присуща некоторая свобода регулирования, такое отношение к срокам допустимо, для земельного законодательства с его императивными порядками и процедурами отдать определение сроков исправления замечаний на откуп согласовывающего органа по меньшей мере опрометчиво.

Риски здесь подстерегают разработчика (заказчика) как со стороны согласовывающего органа, который получил возможность по своему усмотрению манипулировать сроками исправления замечаний, так и со стороны практического устранения замечаний.

Практика свидетельствует, что случаются такие замечания, устранение которых не всегда зависит от разработчика землеустроительной документации и которые невозможно облечь в какие-то конкретные сроки. Например, необходимость разработки детального плана территории или плана зонирования, оформление прав на объекты недвижимости, устранение несоответствий (накладок) в Государственном земельном кадастре.

Таким образом, наряду с положительным эффектом от внесения изменений в статью 186-1 Кодекса в виде жесткой фиксации замечаний к проекту отвода и недопустимости их изменений (дополнений) имеем негативный эффект в виде коррупционной составляющей — установление ранее не предусмотренного срока исправления замечаний и новая "подпроцедура" — продление уже назначенного для устранения недостатков разумного срока.

Также законодатель оставил открытым вопрос, а что же будет, если не устранить замечания в предписанный согласовывающим органом разумный срок и не продлить его? Придется подавать документацию по-новой, получив уже другую порцию замечаний, или все-таки первоначальное заключение не утрачивает свою силу и можно устранить старые замечания, и этим все обойдется?