В Украине контроль качества продуктов выше, чем в Европе, в пять раз

Возможна ли гармонизация отечественного законодательства с европейским, и что необходимо для прозрачности работы единого органа, комментирует эксперт по вопросам качества и безопасности продукции АПК Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса"

Как известно, в Украине контроль безопасности пищевых продуктов в той или иной степени возложен на пять различных органов исполнительной власти: Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины, Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу Украины, Государственную службу по карантину растений Украины, Государственную инспекцию Украины по вопросам защиты прав потребителей, а также Государственную экологическую инспекцию Украины.

Соответственно, на предприятия пищевой отрасли ложиться огромная инспекционная нагрузка. Для украинских предпринимателей давно не секрет, что проверки различных органов следуют одна за другой, при этом проверяют все они в большинстве случаев одни и те же параметры.

Также следует констатировать тот факт, что зачастую критериями оценки эффективности работы этих органов является количество проведенных проверок и сумма взысканных штрафов.
 
Ясно, что вышеприведенные факторы, а также факт наличия у каждой из служб собственных интересов, привели к тому, что действующая система контроля безопасности пищевых продуктов не является эффективной.
Так, предприятия страдают от регулярных проверок, а потребитель не может быть уверен в том, что он покупает безопасный продукт.

Следовательно, реформирование существующей системы с предоставлением всех полномочий единому контролирующему органу выглядит абсолютно логичным шагом. Более того, это не противоречит "родству" отечественного законодательства с европейским, ведь все государства-члены ЕС либо уже создали, либо находятся на пути создания единых органов по контролю безопасности процесса производства пищевых продуктов от поля и до конечного потребителя.

"Следует посмотреть правде в глаза и признать, что препятствия, которые возникают на пути реформирования существующей системы контроля безопасности пищевых продуктов, и доказательства, которые приводят противники такого реформирования, связаны в первую очередь с нежеланием представителей контролирующих органов, с которых снимаются эти полномочия, отдавать определенные сферы влияния, - замечает Александр Вержиховский, эксперт по вопросам качества и безопасности продукции АПК Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ). - А по сути реформа предполагает сосредоточие всех специалистов, вовлеченных в процесс контроля и надзора, в структуре одного органа, что позволит максимально повысить прозрачность их работы, а также уровень безопасности пищевых продуктов в целом".

В УКАБ надеются, что передовой опыт европейских стран, а также забота о безопасности потребителей отечественных пищевых продуктов перевесит, и соответствующая реформа будет осуществлена в ближайшее время.

Напомним, "Дело" уже писало, что премьер-министр Николай Азаров считает, что необходимо пересмотреть сроки предупреждения предприятий по производству продуктов питания о проверках.