В Украине некому разрабатывать генпланы городов

Академик Академии строительства Эдуард Киркевич уверен, что пока не будет создана специальная Служба, обеспечивающая организацию и разработку генеральных планов городов, в градостроительстве останется хаос

Указ президента о переименовании Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, безусловно, повлечет принципиально качественые изменения в деятельности министерства.

В области градостроительной политики на сегодня эта ведомство представляет из себя беспомощного ребенка. Уровень работы покажу на выполнении поручения вице-премьер министра Виктора Тихонова от 26.10.2010 по вопросу организации работы по проведению независимого анализа градостроительной ситуации в Киеве. Речь в документе шла об организации работы по выполнению постановления Кабмина от 20.05.2009  «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы градостроительной документации».

В свою очередь, за подписью замминистра Минрегионстроя Украины от 19.11. 2010г. направляется самоотчет непонятно о чем, занявший половину ответа, одна четверть котрого при этом была посвещена информации Киевской горгосадминистрации о деловых качествах вновь назначенного начальника Главархитектуры. И не слова по сути вопроса!

Процессы, происходящие в политической, экономической и любой другой среде нашего общества говорят о желании кардинально пересмотреть пути движения. Это очень похоже на коллективного мечтателя. Задачи одинаковые, да и методы местами похожи.
Отсутствие крепкой, государственной политики  в принципах организации строительной отрасли видна не вооруженным глазом. А неопределенность и хаос в регулировании градостроительной деятельности показательны на примере Киева.

Так, с одной стороны действует постановление правительства от 20.05.2009 «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы градостроительной документации», которое, в части города Киева, не нашло практического воплощения в жизнь. По различным причинам до этого времени механизм выполнения решения правительства не работает.

Приказ  Минрегионстроя Украины от 11.11.2009 «Об утверждении Регламента по обеспечению проведения государственной экспертизы градостроительных обоснований по Киеву в Министерстве регионального развития и строительства» не функционирует.

На подготовку Регламента потребовалось шесть месяцев, то есть, ребенок недоношенный, он не жизнеспособен. Это очевидным стало в наши дни однозначно. В Минрегионстрое Украины  просто некогда и некому этим заниматься.

Вся эта теперешняя болтовня, людей несведущих о том, что после принятия Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» в государстве будет полный порядок (в градостроительной деятельности), не имеет под собой никаких обоснований.
Впрочем, порядок будет, но потом. А сейчас?

За годы советской власти удалось разработать и утвердить генеральные планы почти всех городов и населенных пунктов. Необходимо трезво понимать, что этим занимались сотни проектных, изыскательских институтов и организаций. Где они сегодня?!

Я прошел путь от строймастера до управляющего проектно-технологическим трестом. К апрелю 1986 года численность треста Оргагрострой, где я был управляющим, составляло 1910 человек, в большинстве своем инженеры и техники очень высокой квалификации. Соответствующие отделы работали во всех областях Украины. Подразделения треста охватывали все направления деятельности – от общестроительных до специальных работ.

Потом, в апреле 1986 года пришла авария на Чернобыльской атомной станции, затем подкрался дикий капитализм. В результате треста «Оргагрострой» – нет, нормального капитализма – нет. Имеем то, что нам осталось. От треста ничего, а капитализм есть.
Я неспроста привел пример проектно-технологического треста по внедрению передовых методов труда и технологий в строительство «Оргагрострой». Где он? Нет организации, которая обязана обеспечить корректировку, разработку генеральных планов, проектов детальных планировок, определиться с зонированием территории.

О чем мы говорим? По столице Украины, городу-Герою Киеву нет ни одного утвержденного проекта детальной планировки и застройки. Ни одного! Мы все видим, на примере Киева, сильнейшее противодействие акул капитализма нормальной организации застройки городской среды.

Функции Госстроя Украины в современных условиях может выполнить отдельная Государственная служба по вопросам градостроительства и архитектуры, образованная на базе  Госархстройконтроля и не обремененная общестроительными проблемами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Согласно «Положения о государственном архитектурно-строительном контроле» – архитектурно-строительный контроль – это  совокупность организационно-технических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства, государственных стандартов, норм и правил, архитектурных требований и технических условий, а также положений утвержденной градостроительной документации и т. д.

Даже то, что Госархстройконтроль выведен из подчинения Минрегионстроя Украины, а подотчетен правительству – очень хорошо. Правда, придется не только контролировать других, но и проявить функции организатора в выполнении задач присущих бывшему Госстрою УССР.

Кстати, в то время инспекция архстройконтроля была в составе Госстроя и это не мешало общегосударственному делу. Безусловно, в этом случае необходимо усилить Госархстойконтроль высококлассными специалистами соответствующего профиля, одновременно подчинить проектные, изыскательские институты и организации определенного профиля. В результате мы все получим порядок, и не нужно будет волноваться за прошлое и будущее. Одновременно решится вопрос со средствами на корректировку, разработку градостроительной документации.

Эдуард Киркевич, помощник заместителя председателя Совета Министров Украинской ССР (1967-1968гг.; 1975-1980гг.) - Председателя Госстроя Украины (1968-1972г.), академик Академии строительства Украины.