Выборы-2019: как изменится региональная поддержка кандидатов во втором туре

Зеленскому удалось стать лидером в 19 областях Украины. Иллюстрация: Сергей Дода, Delo.ua
Зеленскому удалось стать лидером в 19 областях Украины. Иллюстрация: Сергей Дода, Delo.ua
По результатам первого тура Владимиру Зеленскому удалось стать лидером по количеству голосов в 19 областях Украины, в то время как Петру Порошенко — только в двух. Delo.ua разбиралось, как будет меняться география голосования во втором туре выборов

Выборы президента Украины состоялись 31 марта. Лидерами гонки стал шоумен Владимир Зеленский, который получил 30,24% голосов, и действующий президент Петр Порошенко с поддержкой 15,95% избирателей. Несмотря на то что официальный результат голосования еще не объявлен (на момент публикации статьи ЦИК обработала 100% электронных протоколов, но еще принимает бумажные с "мокрыми" печатями), результаты голосования уже известны. Занявшая третье место с поддержкой 13,40% избирателей лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко уже признала свое поражение.

Перед 31 марта политические эксперты отмечали, что эти выборы для Украины являются уникальными, поскольку до последнего никто не брался предсказать, кто из кандидатов выйдет во второй тур. По результатам социологических исследований, лидером все время был Владимир Зеленский, однако многие сомневались, что в день "Х" он действительно получит такую поддержку. Причиной называли то, что электорат Зеленского — в основном молодежь, которая не очень-то и любит ходить на выборы. Да и в целом шоумен для аналитиков и для избирателей был (и остается) "темной лошадкой" на политической арене.

За второе и третье место боролись Тимошенко и Порошенко, причем уровень их поддержки избирателями временами был на одной отметке, то отличался лишь на пару процентов. По факту результат голосования это еще раз подтвердил — Порошенко обогнал свою соперницу на чуть больше 2,5%, получив почти на полмиллиона голосов больше.

Сохранять интригу помогали и кандидаты, которые боролись за место в пятерке лидеров голосования — основатель "Оппозиционной платформы" Юрий Бойко, представитель "Гражданской позиции" Анатолий Гриценко, главный "радикал" Олег Ляшко и феномен этих выборов малоизвестный широкой общественности кандидат от партии "Сила и честь" Игорь Смешко. В итоге четвертое место занял Бойко, получив 11,67% голосов (он отстал от Тимошенко на меньше, чем 2%). Гриценко, который оказался пятым, набрал 6,91% голосов, совсем немного опередив Смешко. У последнего 6,04%.

Из-за такой относительно небольшой разницы в результатах основных кандидатов и довольно высокой явки — 62,8% — выборы 31 марта уже успели назвать демократичными и демонстрирующими реальное волеизъявление народа.

Еще одна особенность выборов 31 марта в том, что в этом году Украина впервые не слышала о массовых фальсификациях в ходе голосования и подсчета результатов. Наоборот, и участники гонки, и общественные организации, и международные наблюдатели отметили, что системных нарушений, которые могли бы поставить под сомнение результат, не было.

Тем не менее впереди Украину ждет второй тур, результаты которого все еще могут удивить. И несмотря на то, что итоги голосования уже стали ответом на многие вопросы, новых появилось не меньше.

В частности, вопросы вызывают результаты голосования с точки зрения распределения голосов в разрезе регионов. В большинстве из них победителем оказался Владимир Зеленский, сумев обойти соперников, которые годами нарабатывали свой электорат. Причем, как отмечают эксперты, поддержка шоумена еще и оказалась равномерной практически по всей Украине.

Что показало распределение поддержки кандидатов по регионам

Согласно результатам голосования, Владимир Зеленский стал лидером в 19 областях и Киеве. Петр Порошенко сумел занять первую позицию во Львовской и Тернопольской областях, а Юлия Тимошенко — только в Ивано-Франковской. Лидером Донецкой и Луганской областей стал Юрий Бойко.

Инфографика: Сергей Дода, Delo.ua

По словам эксперта программы "Международная и внутренняя политика" Украинского института будущего Игара Тышкевича, такая расстановка сил была прогнозируемой исходя из уровня поддержки Зеленского и динамики роста его рейтинга с января 2019 года.

"То, что у него было большинство на юге, востоке и в центре, было очевидно. Вопрос был только в том, сколько областей останется за Петром Порошенко на западе, потому что там базовый электорат примерно поровну распределялся между Порошенко, Зеленским и Тимошенко", — говорит эксперт.

По данным социологов, базовый электорат Зеленского составляет молодежь, в то время как у Порошенко — люди среднего возраста от 45 лет и старше. Для Юлии Тимошенко базовым является электорат в возрасте 55+. Таким образом, основная группа избирателей, за которых боролись Тимошенко и Порошенко, это люди в возрасте от 35 до 45 лет, отмечает Тышкевич.

Впрочем, как считает глава правления Всеукраинской региональной экспертно-юридической ассоциации влияния Алексей Буряченко, некоторые неожиданности в распределении голосов в регионах все же были. Так, по данным социологов, основной электорат Зеленского сосредоточен на юге и востоке, но окончательные результаты голосования говорят о поддержке почти по всей стране.

Более того, центральная Украина, которая всегда была основой электората Юлии Тимошенко, в этот раз от нее отвернулась и отдала голоса Зеленскому и Порошенко. Единственным регионом, где она стала лидером, является Ивано-Франковская область. По мнению Игара Тышкевича, это произошло из-за эффективной работы региональных структур. Так, и на предыдущих выборах именно в этой области результаты Тимошенко тоже были хорошими.

Петру Порошенко, в свою очередь, удалось получить лидерство только во Львовской и Тернопольской области.

"Порошенко сумел мобилизовать свою часть электората исключительно в центральной и западной Украине. При этом он проиграл ключевые регионы юга и востока — Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую и Одесскую области, — говорит Буряченко. — Также стоит отметить голосование на спецучастках для военнослужащих. В трети из них выиграл Зеленский, хотя социологи прогнозировали на них значительную поддержку Порошенко".

По мнению Игара Тышкевича, прогнозированным было и лидерство Зеленского в Закарпатской области. Как объясняет эксперт, этот регион из-за своей мультинациональности и мультиконфессионности очень чувствительно реагирует на любые попытки разделись общество на "ваши и наших", на тезисы про язык, культуру и веру.

В целом, по итогам голосования, Зеленский получил на 15-20% голосов больше, чем прогнозировали эксперты и социологи, а Порошенко и Тимошенко до ожидаемых показателей не дотянули, говорит Буряченко. Зато получить больше ожидаемого удалось еще и Юрию Бойко, хотя он стал лидером только в Донецкой и Луганской областях. По словам эксперта, это абсолютно прогнозированный результат, поскольку влияние России около линии разграничения в Донецкой и Луганской областях действительно сильное. Поддержали Бойко и некоторые части Одесской области — те, которые граничат с непризнанным Приднестровьем, которое опосредовано контролирует РФ. По мнению эксперта, это стало результатом недавнего визита Бойко в Москву — то есть за счет этого ему удалось сконцентрировать вокруг своей персоны пророссийски настроенный электорат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Дело в выборах: Зеленский и Порошенко проходят во 2 тур

Еще одной неожиданностью этих выборов стал аномально высокий уровень поддержки Игоря Смешко. Этот кандидат, по сути, не вел активной избирательной кампании, не вкладывался в политическую рекламу и не имел разветвленной системы избирательных штабов, отмечает эксперт общественной организации "Ассоциация политических наук" Дмитрий Синченко. По его словам, его результат в 6,04% голосов избирателей можно изучать как пример успешной малобюджетной политической кампании. Более того, от своего конкурента Анатолия Гриценко Смешко отстал меньше, чем на 1%. А как раз Гриценко на этих выборах показать хороший результат не удалось.

Ждать ли сюрпризов от второго тура

Насчет расстановки сил во втором туре мнения экспертов расходятся. Как отмечает Алексей Буряченко, основное отличие ситуации в том, что в первом туре избиратели голосуют за "своего кандидата", а во втором либо за "своего", либо против того, кто им не нравится. 

По словам эксперта, на практике это может иметь последствия для Петра Порошенко. Так, в избирательной риторике Юлии Тимошенко, Юрия Бойко и Анатолия Гриценко звучала идея о переизбрании действующей власти. И может случиться так, что значительная часть электората этих кандидатов будет голосовать как раз против действующего президента.

Впрочем, сейчас и Зеленский, и Порошенко еще имеют возможность добавить себе голосов избирателей. По мнению Игара Тышкевича, это может зависеть от того, кто из сошедших с дистанции участников президентской гонки и каким именно образом будет контактировать с каждым из двоих оставшихся.

"Порошенко почти полностью забирает электорат Смешко, часть электората Гриценко. Как ни парадоксально, он может забрать часть голосов сторонников Бойко, поскольку Порошенко попробует противопоставить человека, который имеет опыт управления государством и человека совершенно без опыта. А электорат Бойко — это как раз сторонники того, что государством должен руководить человек, прошедший через государственную службу. Также Порошенко, скорее всего, будет пробовать забрать часть электората Ляшко. И, учитывая контакты Порошенко и олигарха Рината Ахметова, очень вероятно, что будет определенная либо скрытая, либо реальная агитация в регионах, где имеет влияние Ахметов. Это в том числе голоса Александра Вилкула", — говорит Тышкевич.

С другой стороны, Зеленский тоже заберет часть голосов у Тимошенко — тех избирателей, которые не являются "ядерным" электоратом лидера "Батькивщины" и настроены против Порошенко. По оценкам Тышкевича, из 13% голосов Тимошенко Зеленский без каких-либо усилий получит примерно 7%. Кроме того, еще примерно 3,5% голосов избирателей он может получить за счет электората Анатолия Гриценко и частично за счет сторонников Олега Ляшко.

В таком случае у Тимошенко остается так называемая золотая акция — "бабушки" Юлии Владимировны, говорит эксперт. И первое, что она попробует сделать — договориться, по ее мнению, с более слабым с политической точки зрения кандидатом Владимиром Зеленским. Однако, Зеленский не видит причин, по которым он должен идти на какие-то соглашения с Тимошенко, если он и так получает результат, объясняет Тышкевич.

С другой стороны, Тимошенко может попробовать договориться с Петром Порошенко и обеспечить ему 6-8% голосов своего "ядерного" электората. По мнению эксперта, такой вариант вполне возможен, с учетом истории политических сотрудничеств Тимошенко.

"Она попробует выгодно продать свою часть электората как одному, так и другому, — говорит эксперт. — Вопрос в том, что эта "золотая акция", с одной стороны, может помочь победить на выборах тому, кто согласится на такое сотрудничество. С другой стороны, она несет угрозу для будущей политической системы страны, потому что Тимошенко почти сразу начнет борьбу за власть. И сама Украина может не выдержать очередных пять лет борьбы Тимошенко с президентом, кем бы он ни был", — говорит эксперт.

Как отмечает политтехнолог Андрей Прокопенко, у Владимира Зеленского очень равномерная поддержка избирателей, даже в разрезе областей. Несмотря на то что она более активная на юге и востоке, на западе страны кандидата тоже поддерживают.

"Я думаю, что общая пропорция будет сохраняться. За счет того, что кандидатов будет только двое, общие показатели вырастут у каждого из них. Некоторое улучшение показателей Порошенко следует ожидать в Винницкой области, Галичине и Киеве. Результаты Владимира Зеленского вырастут в центральных областях, восточных и южных областях. Потери поддержки Зеленского ожидать не стоит, он улучшит свои результаты во всех регионах страны", — говорит политтехнолог.

В то же время Прокопенко отмечает, что антирейтинг Порошенко составляет 45-50%, и при таких условиях переломить ситуацию его штабу будет очень сложно.

По мнению Дмитрия Синченко, интрига второго тура будет состоять в том, удастся ли действующему президенту мобилизовать избирателей Западной Украины, которые 31 марта до избирательных участков не дошли, а Зеленскому сохранить высокую явку в своих базовых регионах.

"В целом чтобы кардинально переломить ход избирательной кампании, Порошенко придется полностью изменить дискурс в стране. И это невозможно сделать при помощи заявлений и рекламы, это должны быть какие-то конкретные действия на своем посту. Также Порошенко должен продемонстрировать свое виденье дальнейшего развития страны, сделать его четче, объяснить, почему ему не удалось это сделать за свою каденцию", — говорит Синченко.