НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Зачем на самом деле нужен налоговый компромисс

Инициатива фискальной службы может оказаться полезна не только тем, кто раньше использовал нелегальные НДС-площадки, но и честным налогоплательщикам
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Пока законопроект о налоговом компромиссе №4930 ожидает второго чтения в парламенте, эксперты вместе с фискальной службой пытаются разобраться в эффективности такой законодательной инициативы.

Многие эксперты изначально восприняли идею налогового компромисса через призму налоговой амнистии, которая уже неоднократно подвергалась критике. Проводимая ранее во многих странах мира, она не дала ожидаемых результатов ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективах. А кроме того, подобные инициативы повлекли за собой дополнительные государственные расходы, которые зачастую просто не учитывались.

Не единственным, но одним из весомых объяснений волне критики законопроекта является информационная политика фискального ведомства. Налоговая оперирует неоднозначными и неубедительными для общественности аргументами, вроде "это первый шаг в новую эру" или "это возможность работать в нормальном правовом поле".

Но это не цель, а скорее предвыборные лозунги, которыми вряд ли сегодня можно удивить рядового бизнесмена нашей страны. Недостаточность и неточность информационной политики, как правило, приводит к бурной реакции.

Давайте попробуем найти истинные цели законопроекта о налоговом компромиссе.

"Предлагаемые 10% налога по результатам налогового компромисса — это всего лишь 2,5% от оборота компаний", — говорит депутат ВРУ Оксана Продан. При этом Игорь Билоус, Председатель Государственной фискальной службы, отмечает, что если законопроект о налоговом компромиссе не будет принят, то налоговые проверки будут продолжаться с той же жесткостью и беспощадностью. А кроме того, большое количество компаний просто ждут принятия этого законопроекта, чтобы заплатить компромиссную ставку налога и начать жить по-новому. Надо сказать, что имена всех "желающих" предельно известны налоговому ведомству. Можно осторожно предположить, что с ними уже проведены беседы воспитательного характера.

Я понимаю, какое количество предприятий по своей инициативе или добровольно-принудительно были вовлечены в сотрудничество с так называемыми "НДС площадками". Соответственно, можно себе представить, какие силы сейчас брошены фискальной службой для проверки этих предприятий.

На месте господина Билоуса я бы тоже предпочла получить в бюджет 10% налога по результатам налогового компромисса, чем бороться с ветряными мельницами. С одной стороны, в налоговом ведомстве остро ощущается нехватка квалифицированного персонала. А с другой стороны, мы же понимаем, что после налоговой проверки начинается долгая и изнурительная процедура обжалования, которая затягивается на годы. Поэтому лучше получить гарантированные 10% в бюджет в течении предложенных 90 календарных дней согласно законопроекту №4930, и это будет "синицей в руках". Именно в этом я вижу основную цель данного законопроекта. В конечном счете, деньги играют ключевую роль.

Налоговое ведомство ожидает получить в бюджет порядка 10 млрд грн, в то время как неуплата налогов, по подсчетам самих же налоговиков, составила около 50 млрд грн. Изначально законопроект предполагал уплату 15% компромиссного налога, ко второму чтению ставка налога снизилась до 10%. Это 20% от суммы неуплаты налогов за последние три года в результате использования НДС площадок.

И такой компромисс предлагают заключить на инициативной основе всем тем, кто работал с нелегальными НДС-площадками. А кроме того, 2,5% от оборота звучит сродни налоговой нагрузке, которую много лет озвучивали проверяющие большинству налогоплательщиков без исключений.

Хотя на первый взгляд кажется, что законопроект №4930 не коснется честных и законопослушных налогоплательщиков, такой бизнес все-таки сможет использовать законодательное новшество с пользой. Наример, правом налогового компромисса может воспользоваться любая компания, которая находится на стадии административного или судебного обжалования независимо от того, с чем связаны претензии контролирующих органов. Предлагаемые 10% налога могут оказаться выгодным решением, и воспользоваться этим правом можно будет без дополнительной налоговой проверки.

Итак, если я права в своих рассуждениях, а фискальная служба искренна в своих намерениях, то есть смысл дать ход этой инициативе. Безусловно, возникнут юридические несоответствия и трения. Открытая информационная политика фискальной службы, верховенство права и презумпция правомерности станут ключевыми факторами успеха данного законодательной инициативы.

В свою очередь общественность должна требовать прозрачности реализации механизма налогового компромисса, но не публичной казни возжелавших получить налоговый компромисс.