Значительного оттока капитала из Украины не будет — KPMG

Вадим Кунцевич, руководитель отдела по оказанию аудиторских услуг в финансовом секторе KPMG в Украине, о выводе капитала из страны

Сейчас многие говорят, что бизнес выводит свои капиталы из Украины. Ваше мнение, действительно ли деньги выводят из страны или большую часть капиталов успели вывести за первые полтора месяца 2014 года?

Предлагаю рассмотреть этот вопрос в менее эмоциональной плоскости. Какой именно капитал можно оперативно вывести и зачем? Прежде всего, это может быть спекулятивный капитал (иностранных инвестиционных фондов в украинские ценные бумаги), личный капитал состоятельных граждан или же "не совсем честный" капитал. В других случаях средства вывести сложно и не нужно!

Работающему бизнесу нужен оборотный капитал, а "ложить" свои же предприятия никто не будет.

Объемы спекулятивного капитала в Украине не такие большие после 2008-2009 года. Мне представляется, что значительного оттока, не связанного с выплатой по кредитным обязательствам Украины, не будет.

Какие первоочередные меры необходимо предпринять, чтобы остановить этот процесс?

Можно, и в некоторых случаях нужно выстраивать определенные административные барьеры, что и делает сейчас, например, Нацбанк. Однако это лишь борьба с последствиями, и исключительно на краткосрочный период. А причина вывода средств — недоверие к национальной экономике: это основной фактор, над которым надо работать новому правительству.

Насколько быстро можно вывести из Украины капиталы, которые на данный момент все еще сосредоточены в стране?

При проведении законных операций все зависит от типа самой операции, необходимости покупки валюты и получения разрешений. Например, в случае продажи иностранным инвестором ценных бумаг украинских эмитентов время будет исчисляться временем исполнения сделок плюс 6-дневным сроком исполнения заявок на покупку валюты.

Новые власти говорят, что намерены в кратчайшие сроки вернуть в казну средства, которые расходовались по нецелевому признаку (грубо говоря, были украдены). В принципе, насколько реально это сделать в рамках правового поля? Как быть с деньгами, за которые абсолютно законно были приобретены активы и теперь у этих средств абсолютно законные собственники?

В рамках правого поля все очень не быстро. Сначала нужно возбудить уголовное дело, пройти этапы следствия, передачи в суд, рассмотрения судом, оспаривания, если таковое будет. Только после этого вступит в силу исполнительное производство. При этом необходимо иметь доказательную базу, а не просто руководствоваться политической или революционной целесообразностью. Однако выходить за рамки правового поля в этом вопросе крайне опасно и даже катастрофично для экономики в целом и с точки зрения развития Украины как страны.

Как подобного рода процессы отобразятся на инвестиционном климате и финансовой ситуации в стране?

Стране необходимы профессиональные реформы и профессионалы-технократы без политических амбиций хотя бы в среднесрочной перспективе. Только фундаментальные комплексные меры по улучшению инвестиционного климата, формированию прозрачной и понятной инвестиционной среды через какое-то время помогут завоевать доверие инвесторов к украинской экономике.