НБУ курс:

USD

41,28

+0,03

EUR

45,71

+0,00

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,14

45,92

Зрада, перемога и два офшора

Последние два месяца интенсивность информационного давления в виде компроматов, "вбросов" и "неожиданно" открывшихся фактов о значимых игроках украинского бизнеса и политикума раскаляет восприятие любого, кто рискует потреблять украинский политико-экономический контент, до красна. Вопрос в том, когда мы перегорим, и что случится после этого?

Социум вот уже который месяц находится в состоянии эмоциональной перегрузки и де-факто подходит к пределу своих возможностей радоваться, огорчаться, проявлять ярость или ликовать после той или иной новости. То, что раньше воспринималось как должное, сейчас вызывает ярое отторжение (например, назначение регионального прокурора с темным прошлым). Те события, которые еще 3 года назад воспринимались бы как трагедия, сегодня заняли рядовую строчку в новостях со статистикой (например, гибель бойцов в АТО).

Такое "новое" восприятие — следствие глубоких и болезненных изменений, в которых украинское общество живет уже третий год. По большому счету, новостной поток — это всего лишь следствие трансформационных процессов, с которыми столкнулся новый украинский социум на этапе своего становления.

И тут хотелось бы перечислить главные вызовы, которые неизбежно приводят к социальным изменениям:

  1. Кризис восприятия реальности вследствие уплотнения новостного потока;
  2. Кризис экономических отношений — невозможность поддержания существующей модели перераспределения благ;
  3. Структурно экономический кризис — невозможность получать привычные доходы, используя предыдущие модели получения прибыли;
  4. Кризис управленческой модели — невозможность управления государством старыми методами;
  5. Военный вызов — де-факто страна находится в состоянии войны;
  6. Международные вызовы: общество столкнулось с проблемой осознания себя в международном контексте еще и в момент обрушения привычной системы международной безопасности и угроз;
  7. И не менее мощный вызов от очень быстро наступающего технологического будущего.

Такие же по силе вызовы (кроме войны) стоят и перед гораздо более зрелым европейским социумом. Ответ на них не найден и там тоже, но их более развитое общество все же устойчивее нашего, ввиду наличия большего количества социальных практик.

Доля ответственности за истеричность в восприятии новостей, сформированных кризисами и вызовами, конечно же, лежит на отечественных СМИ, которые все еще работают в "старой" системе координат: сенсации, интриги, громкие заголовки, редко проверенные факты. Но с другой стороны, все еще инфантильное украинское общество до сих пор не привыкло после каждой новости задаваться вопросом "почему?" и старается воткнуть все события в привычную черное-белую картинку реальности.

Как бы странно это ни звучало, но нынешние события, включая информационные войны — здоровые симптомы становления нового социума. Новое украинское общество еще только ищет те правила взаимоотношений, которые придут на смену виртуальному СССР, все еще не "выветрившемуся" из наших голов. Нынешние вызовы являются основой для оценки трансформационных процессов в обществе, которые зададут будущий общественный договор.

Формирование общественного договора — процесс не одного года, появление оформившегося нового задаст весь порядок жизни от экономических отношений, которые будут строиться, до законодательной базы, которая будет описывать новые практики (например, держать оружие дома — нормально; держать счета в западных банках — нормально; платить налоги — нормально; иметь расходы, не соответствующие занимаемой должности — ненормально; воровать из бюджета — ненормально). Причем законодательство только в той или иной степени отражает и "догоняет" социальный договор, если законы не соответствуют социальному договору — они не выполняются.

Так что все, что нам нужно понимать: пройти через нынешнее очищение правдой и привыкнуть к ответственности за свои действия и решения — логичный, хоть и болезненный процесс. Ну и приготовьтесь к тому, что это далеко не финал, а скорее, только начало. Облегчение наступит с первыми наработанными новыми правилами.