Эксклюзив

Если вы хотите сделать что-то выдающееся, окружайте себя людьми, которые будут тянуть вас вверх — Михаил Шелемба

12 сентября 2017, 10:00
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Человек, который взял на себя ответственность провести серьезные изменения в одной из крупнейших телекоммуникационных компаний Украины — оператора связи "Датагруп" — Михаил Шелемба, в рамках проекта "Завтра_2037" пообщался с Михаилом Литовченко. Беседа получилась очень познавательной: о продуманном выборе специальности, о получении профессионального опыта, о нюансах управления большим коллективом, о необходимости изменений и многом другом

Если вы хотите сделать что-то выдающееся, окружайте себя людьми, которые будут тянуть вас вверх — Михаил Шелемба | Завтра_2037 | Дело Увеличить картинку

Михаил Литовченко (19 лет, Днепр) — запатентовал модульную электростанцию, вырабатывающую электричество в результате воздействия морских волн. Применять эту установку можно на побережье Азовского и Черного морей. На первых этапах электроэнергия, вырабатываемая модульной электростанцией, может быть немного дороже той, которую вырабатывают на АЭС, но она гораздо более экологична и полностью безопасна.

Как вы выбирали, по какой специальности получать высшее образование?

У меня был широкий выбор — я мог подать документы в любой ВУЗ страны на экономический факультет, поскольку был победителем Всеукраинской олимпиады по экономике. Но я понимал, что в экономической теории денег не заработаешь, поэтому выбрал практическую специальность и поступил на факультет банковского дела.

Я бы посоветовал молодым людям, принимающим решение о выборе профессии, — определитесь, что именно вам нравится, от чего вы получаете удовольствие и развивайтесь в этом конкретном направлении. Не распыляйте усилия. Если вы хотите сделать что-то выдающееся — окружайте себя теми людьми, которые будут тянуть вас в этой отрасли. Например, в инженерии стремитесь попасть туда, где работают суперпрофессионалы; в бизнесе — следите за трендами и успешными людьми, используйте их опыт.

На каком курсе вы начали понимать, кем именно хотите быть?

Я понял это уже после окончания университета. На четвертом курсе я пошел работать в банк на полный день, учебу забросил, хотя окончил университет с "красным дипломом". Мне нравилось работать. Это был 2007 год, а в 2008 грянул кризис. Для меня он стал пиком возможностей — в банке все отказались работать с проблемными кредитами, а я со своим авантюризмом 22-летнего парня взялся за это дело. Прошел обучение на европейском тренинге по этой теме и через полгода в моем маленьком неформальном отделе уже была большая часть корпоративного портфеля. Опыт, который я получил за время работы в этом направлении, дал мне навыки финансиста, банкира, бизнесмена и юриста. Это был классный период. Но однажды пришел момент, когда я понял, что дальнейший рост будет слишком медленным, да и не был уверен в том, что банк — это дело моей жизни.

Поэтому перешел на работу в консалтинговую компанию McKinsey, где была возможность попробовать себя в разных индустриях и функциях. Консалтинг — это колоссальный опыт во многих сферах, поскольку проект, которым ты занимаешься, может быть связан с любым направлением деятельности. В моей практике были и горная добыча, и металлургия, и промышленное производство… Кроме того, нужно еще обладать компетенциями в HR, стратегии, финансах. По сути, ты должен быть "универсальным солдатом". И это заряжает!

Можно получить такой опыт, работая стандартный рабочий день?

На одной из олимпиад, в которых я принимал участие, я встретился с господином Сергеем Тигипко. Тогда он сказал одну фразу, которая мне запомнилась: "Не думайте, что достигнете чего-то в жизни, если будете работать 8 часов в день". Я понял — есть два фактора: эффективность и количество часов. При нашем темпе жизни эффективных людей хватает. Но, даже когда работа эффективна, нужно работать не меньше 10-12 часов. Такой темп можно выдержать лет до 30-35 лет, потом будет гораздо сложнее. Если не хочешь упустить свой шанс, начинай прямо сейчас — потом догнать не получится. Жизнь — это марафон, вопрос — с какой скоростью бежать?

Вы пришли в "Датагруп" в июне 2016. Какие вопросы для вас тогда были самыми приоритетными?

Ситуация была очень интересная. Имеющийся у меня опыт менеджмента ограничивался командами до 10 человек. Это можно сравнить с хорошо сыгранной волейбольной командой, где каждый знает свой сектор досконально и умеет в нем играть. Если переложить этот пример на среднестатистическую большую компанию, то картина будет иной — два человека четко знают, где их сектор и прекрасно в нем играют; два человека не знают, где их сектор, но очень хотят работать (бегают и иногда наступают на пятки тем, кто знает); и два человека понимают, где их сектор, но только создают видимость работы.

Первой моей задачей было разобраться кто к какой "двойке" относится — кто реально делает, а кто дестабилизирует. Руководитель должен задать правильные рамки и следить за тем, чтобы у всех были одинаковые правила — тогда может быть стабильность.

В первые 3-4 месяца я не принимал никаких резких решений, я присматривался, разбирался в ситуации, совершал быстрые операционные движения, которые помогали снизить затраты и улучшить операционную составляющую.

Параллельно плотно занимался командой — много людей поменялось, даже половина сотрудников из топ-20 компании изменилась.

Через какое время после начала работы, вы начали менять сотрудников?

Некоторые моменты я увидел сразу, но не стал делать резких движений. В течение месяца я создал службу безопасности и аналитический отдел (мини McKinsey внутри компании). В течение 2 месяцев полностью поменял команду юристов. Я считаю, что нужно работать с юристами, которым ты можешь полностью доверять. Эти люди — твои телохранители в юридической плоскости.

Еще через месяц пришла очередь обновления команды топ-менеджмента. Те, кто не использовал данный им второй шанс — ушли из компании. На их место пришли те, кто хочет развиваться и делает это.

Постоянные изменения необходимы коллективу?

Изменения нужны всегда — если рынок меняется, мы не можем оставаться для клиентов актуальными, не меняясь внутри. Это не всегда значит новые люди, процесс должен происходить внутри. В изменениях всегда нужно достигать критической массы, чтобы оно взлетело. Идеальный случай с изменением — появляется классная идея, ты о ней рассказываешь людям, и они "загораются". Потом начинается ежедневный труд — работы по вечерам и в выходные кипит, а результатов пока нет. Настроение у всех падает. Приходит момент, когда усталость доходит до максимума: результата по-прежнему не видно, хочется все бросить. Вот здесь нужно набраться сил, перетерпеть два-три месяца и дождаться первых "ласточек". Как только это произойдет, воодушевление возникнет снова, и наберется критическая масса, которая и делает изменения. Поэтому нельзя проводить одновременно много изменений, потому что может возникнуть хаос и дисбаланс.

Еще важно не бояться провала — сам принцип изменений предполагает, что может не получится. Люди должны знать, что у них есть свобода что-то попробовать сделать без риска наказания за ошибку. Если руководитель поставит задачу 100% успеха, то мало кто захочет брать на себя выполнение амбициозных важных задач. Необходима атмосфера, в которой руководитель подает пример проведения изменений и делает выводы из неудач.

У вас есть опыт работы за рубежом, а теперь на родине. Где вам комфортней работается?

Смотря, что называть комфортом. Ты же когда идешь в горный поход не ожидаешь комфорта? Ты понимаешь, какая специфика будет в этой ситуации. Также и с работой в разных странах — везде своя специфика. Но есть общий фактор — люди. Их взгляды на работу практически идентичны везде. Результаты одного исследования, в котором были опрошены сотрудники более 2 000 компаний из разных стран, показали, что только 13% людей полностью отдаются тому, чем они занимаются на работе, 25% не настроены работать в принципе, а остальные — работают в зависимости от настроения (на улице солнышко — эффективность повышается, пошел дождик — все засыпают).

Намного больше на качество работы влияет уровень профессионализма. Профессионал высокого уровня в любой стране будет стараться тебе помочь, потому что понимает — если он тебе принесет пользу, ты будешь в нем нуждаться и, соответственно, платить за его услуги. Этот факт присущ всем странам. А радикальных отличий я не увидел за все время своей работы в разных частях света — уровень профессионализма влияет на рабочую обстановку намного больше чем культурные особенности.

А где больше единица профессионализма на массу?

Как правило, где больше конкуренция, там больше профессионалов. Конкуренция в долгосрочной перспективе порождает пул более профессиональных людей.


Интервью проведено в рамках проекта "Завтра_2037", где талантливые дети Украины делятся своими невероятными изобретениями и достижениями. 3 декабря в Днепре вы услышите концентрат инсайтов для маркетологов, HR-специалистов, прогрессивных преподавателей, родителей и всех, кто активно задумывается о завтра. И все это — от футурологов, визионеров будущего — сегодняшних подростков.

Автор: Михаил Шелемба Михаил
Шелемба
СЕО "Датагруп"
Михаил Литовченко Михаил
Литовченко
студент КПИ, изобретатель

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: карьера , образование , связь , датагруп 31720260

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Если вы хотите сделать что-то выдающееся, окружайте себя людьми, которые будут тянуть вас вверх — Михаил Шелемба | Завтра_2037 | Дело
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD - - 26.49
EUR EUR - - 31.04
RUB RUB - - 0.45
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 25.93 12.96
Киевская область 25.64 12.7
Львовская область 25.39 12.88
Читаемые в разделе
Комментируемые
Видео
Фото
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2017 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.