Управление благосостоянием: как правильно тратить деньги в 2017 году

Для лиц со средним и высоким уровнем доходов в равной степени важно не только уметь заработать деньги. Не менее важно уметь распорядиться ими "с умом": правильно и грамотно инвестировать, приобретать активы, расплачиваться за предоставленные услуги
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Это не так просто, как кажется на первый взгляд, особенно при постоянных изменениях в сфере валютного, налогового и финансового регулирования в Украине. Ниже мы вкратце проанализируем некоторые практические моменты, которые смогут помочь вам эффективно управлять своими активами в 2017 году, соблюдая при этом требования законодательства.

Приобретение корпоративных прав за рубежом

В данный момент физические лица-инвесторы фактически не могут легитимно приобретать корпоративные права в компаниях за рубежом по договорам купли-продажи или оплатным договорам. До ужесточения валютных ограничений Нацбанком в сентябре 2016 года можно было осуществить оплату за покупку корпоративных прав (акций, долей) в иностранных компаниях наличными средствами за рубежом. Для этого требовалось предварительно получить индивидуальную лицензию НБУ на инвестирование.

В настоящее время получить такую лицензию и оплатить за инвестицию наличными невозможно. Аналогично, банки не будут продавать и/или перечислять иностранную валюту для физлиц в целях инвестирования. Такие ограничения пока установлены на неограниченный период времени. Но ситуация для потенциального инвестора не столь безнадежна, какой кажется на первый взгляд.

Существуют законные альтернативные механизмы, позволяющие инвесторам становиться участниками иностранных компаний без получения лицензии и попадания под действие валютных ограничений.

Например, приобретение физическими лицами корпоративных прав в зарубежных компаниях через юридические лица — запреты не распространяются на инвестирование юридическими лицами за рубеж. Такое инвестирование не столь жестко зарегулировано, с учетом определенных лимитов по суммам инвестируемых путем безналичного расчета средств.

Главным недостатком альтернативных механизмов инвестирования за рубеж является то, что они более сложные, требуют комплексного подхода и продумывания всех деталей. Поэтому при инвестировании значительных сумм лучше обратиться за консультацией к специалистам.

Приобретение недвижимости за пределами Украины

Задумываясь о приобретении квартиры, дома или иной недвижимости в других странах, ошибочно полагать, что проблема сводится исключительно к наличию необходимых денежных средств. Важным моментом остается урегулирование вопросов валютного контроля в Украине.

В большинстве европейских стран, например, Австрии или Великобритании, серьезно относятся к соблюдению норм, направленных на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Банки, юристы, ОСМД или иные лица часто просят подтвердить источники происхождения инвестированных средств и/или законности их происхождения.

На практике мы сталкивались со случаями, когда несколько первых платежей украинских покупателей за покупку недвижимости сначала принимались зарубежными банками, а остальные блокировались при отсутствии документального подтверждения источников средств. Для предотвращения подобных трудностей и успешного разрешения "квартирного вопроса" следует подготовить необходимые подтверждающие документы.

Оптимальным вариантом подтверждающего документа является отчет об источниках доходов, активах и обязательствах, подготовленный международной репутабельной аудиторской или юридической компанией. В зависимости от того, кому вы собираетесь предоставить отчет и в какой стране, степень детализации анализа ваших активов и операций будет разной. Кому-то достаточно будет простого подтверждения права собственности на некоторые активы и денежные средства, а кому-то необходимо будет предоставить комплексный документ с "пошаговой" историей приобретения всех активов, подкрепленный полным пакетом сопроводительных документов и анализом законности таких операций. В последнем случае, подготовка отчета будет требовать значительных временных инвестиций, в связи с чем все документы необходимо начать собирать заблаговременно.

В последнее время люди с высоким уровнем доходов все чаще обращаются за помощью в составлении таких отчетов.

"Не важно, на какой машине вы ездите, какую одежду носите и в каком ресторане обедаете. Покажите свой финансовый отчет"

Расчеты наличными при "крупных" покупках

Совсем недавно вступили в силу законодательные изменения, вводящие запрет на наличный расчет при покупке товаров и услуг у юридических лиц и частных предпринимателей на сумму свыше 50 тыс. гривень. То есть, заплатить за новый телевизор либо туристическую путевку на экзотические острова теперь возможно только путем безналичного расчета через банк.

Ограничения усугубляются еще и тем, у банка есть право отказаться проводить любую вашу операцию. Это произойдет в случае, если сотрудники банка придут к выводу, что сумма планируемой "крупной" покупки не соответствует финансовому состоянию, деятельности или социальному статусу клиента согласно имеющимся в наличии у банка документам. Такие требования в сфере финмониторинга действуют еще с прошлого года, но теперь они еще более актуальны ввиду увеличения количества финансовых операций, проводимых банками после снижения лимитов на расчеты наличными.

Банки вряд ли будут закрывать глаза на подозрительные "крупные" покупки, ведь за несоблюдение требований законодательства самому банку грозит применение к нему мер влияния НБУ, а его должностным лицам — административная и уголовная ответственность.

В любом случае, снизить риски при осуществлении "крупных" покупок можно предварительно подготовив дополнительные документы, подтверждающие законность происхождения Ваших доходов (в том числе и отчет, речь о котором шла выше).

Приобретение транспортных средств

Последние изменения в налоговое законодательство устанавливают обязанность органов регистрации (перерегистрации) транспортных средств уведомлять налоговую об обнаруженных фактах заключения договоров купли-продажи транспортных средств между физлицами, суммах дохода и суммах уплаченных налогов при купле-продаже.

Эти требования распространяются на договоры купли-продажи, заключенные непосредственно в сервисных центрах МВД либо через посредников. При этом, сервисные центры МВД не перерегистрируют физлицу приобретенный у другого физлица автомобиль при отсутствии его оценочной либо среднерыночной стоимости и документа, подтверждающего оплату налогов. Данные нововведения также необходимо учесть при оформлении купли-продажи транспортных средств.

Станет ли контроль за расходами еще жестче?

Ранее правительство планировало еще более пристальный контроль за расходами граждан, а точнее их соотношением с полученными доходами.

В частности, согласно таким планам, если расходы превышают доходы, вся сумма превышения должна была расцениваться налоговыми органами как доход, подлежащий налогообложению. Кроме того, был предусмотрен и практический механизм "отслеживания" расходов физлиц: банки на ежеквартальной основе обязаны раскрывать налоговым органам информацию о финансовых операциях физических лиц (в том числе и без открытия банковского счета) на сумму свыше 50 тыс. гривень либо ее эквивалент в иностранной валюте.

На данный момент разговоры о таком усилении контроля за расходами физлиц прекратились, однако необходимо "держать руку на пульсе", чтобы обезопасить себя от возможных финансовых рисков в будущем.