А поговорить?

О том, чем грозит молчание украинским публичным компаниям


Проблема в общении — одна из самых серьезных угроз для любых отношений. В то время как один из партнеров умалчивает о своих трудностях, другой уверен, что немногословность — первый признак охлаждения отношений. Часто это заканчивается разрывом. Характерную для супружеских пар проблему сегодня мы наблюдаем во взаимоотношениях между польскими инвесторами и публичными украинскими компаниями.

Объясню. Из-за мировой рецессии или по вине самих компаний украинские котировки в Варшаве ушли на "минусовую территорию". Речь идет именно о Польше, поскольку существенных нареканий от лондонских портфельных управляющих нет. Новостные ленты продолжают пестреть заголовками об обвале производства, снижении финпоказателей, приостановке мощностей. Чего только стоят последние новости от Agroton о $4,5 млн. денежных средств компании, застрявших на счетах проблемного Банка Кипра, или очередной негатив от Westa о снижении валовой прибыли в 2,5 раза и обвале продаж.

В таких случаях инвесторы хватаются за головы и забрасывают украинские компании вопросами, как такое может быть и почему они узнают об этом последними. Другие продолжаются интересоваться, на что потрачены деньги от IPO. Немногим счастливчикам удалось получить хоть какие-то ответы: украинский бизнес обходился отписками или вообще игнорировал поляков, не отвечая на сообщения и телефонные звонки. К чему это привело? Несколько недель назад я общался с варшавскими инвесторами. Они уже почти уверены, что им врали с самого начала, а средства, инвестированные в IPO, были попросту разворованы украинскими собственниками.

В то время как Astarta, Kernel, Ovostar, Milkiland и IMC придерживались данных при IPO обязательств, большая часть отечественного бизнеса в Варшаве решила следовать принципу "Нет хороших новостей — молчи!", неприемлемому для европейских публичных компаний. В личных беседах с собственниками компаний накануне и после IPO я едва ли не кричал: инвесторам нужен постоянный диалог. Но так и не был услышан. Не были услышаны и другие украинские инвестбанки, твердившие своим клиентам о принципах открытости и прозрачности публичных компаний. Тем временем "тишина" отечественных эмитентов не лучшим образом сказалась на репутации украинских консультантов (инвестбанкиров, аудиторов, юристов). Ведь в понимании поляков нерадивого партнера сосватали именно они.

До сих пор реакция инвесторов сводилась к эпизодическим проявлениям недовольства, чаще — молчанию. Но думаю, настало самое время появиться им на сцене и, как пострадавшей стороне, отстоять свои права. Тем более что проучить украинских нарушителей довольно просто. Ведь IPO на Варшавской фондовой бирже — это публичная сделка с определенными обязательствами. Для начала встряхнуть "прогульщиков" поможет обращение к руководству биржи, имеющему право применить санкции против нарушителей. Если и этого окажется недостаточно — пойти еще дальше. Вплоть до Люксембурга, Кипра, Британских Виргинских Островов и других юрисдикций, где зарегистрированы украинские эмитенты. С судебным иском в руках. Публичная юридическая порка одного-двух украинских молчунов окажет незамедлительный отрезвляющий эффект на остальных. В любом случае бизнесу все же придется обратить внимание на своих польских компаньонов и вспомнить о взятых обязательствах.

Что делать украинским компаниям, которые только планируют размещение на бирже? Им придется изрядно постараться, расхлебывая оставленное предшественниками наследие. Самый простой алгоритм — выполнить максимум юридических требований по созданию эффективной системы корпоративного управления, структурировать компанию и стандартизировать финотчетность, создать эффективное IR-подразделение. Новичкам, только готовящимся к сотрудничеству с инвесторами, в структуре их компаний я советую создать наблюдательный совет, состоящий из независимых директоров. Такая институция успешно работает в компаниях Kernel и Astarta, осуществляя надзор над всеми процессами в компании и одобряя решения об инвестициях свыше определенной суммы. Административные расходы на содержание большего штата вырастут. Но инвесторы будут спокойны, ведь стратегические вопросы в компании принимаются не единолично. А спокойствие в бизнесе дорогого стоит.