Аграрный хаб "Ренессанса"

Глава аграрной группы ИК Renaissance Capital Ричард Фергюсон о новых направлениях для заработка в АПК и интересах компании

середине прошлого года рынок облетела резонансная новость — оказалось, что крупнейший в стране земельный банк сосредоточен в руках малоизвестного агрохолдинга "Украинские аграрные инвестиции". Этой компании за несколько лет удалось собрать под свое крыло более 260 тыс. га сельхозугодий. Принадлежит она группе Renaissance Capital, которая вложила в формирование своего земельного банка более $100 млн. и продолжает инвестировать в их возделывание около $400/гектар ежегодно. Кроме того, в конце 2010 года инвесткомпания создала отдельное сельскохозяйственное подразделение, которое не только курирует работу аграрных активов компании, но и предоставляет инвестиционно-банковские услуги другим предприятиям этого сектора в разных странах мира. О том, насколько вредоносны для аграрного бизнеса госдотации и о последствиях отмены моратория на продажу сельхозземли в Украине рассказал Ричард Фергюсон, глава аграрной группы Renaissance Capital.

В каких странах аграрный бизнес развивается наиболее активно сейчас и обещает стать двигателем экономики в будущем?

С глобальной точки зрения в мире есть пять стран, являющихся лидерами в производстве сельскохозяйственной продукции. Их можно условно поделить на две группы. В первую входят Россия и Бразилия, где, кроме АПК, успешно работают и другие индустрии, которые играют ведущую роль в развитии национальной экономики. Следующие три страны — Украина, Аргентина и Казахстан.

Если говорить об Украине, какие сегменты аграрного бизнеса являются наиболее перспективными?

Что касается игроков рынка, то очень хорошее будущее у крупных агропромышленных производств. Вертикальная интеграция еще не до конца освоена компаниями, они только приходят к пониманию преимуществ такой модели бизнеса. Высокоприбыльной останется и деятельность трейдеров, занимающихся реализацией конечного продукта агропромышленного производства.

К очень перспективным я бы отнес так называемые аквафермы, где разводят рыбу и производят другие морские и речные продукты. Еще одно интересное направление, которое у нас не связывают напрямую с сельским хозяйством, хотя оно, безусловно, к нему относится, — это выращивание леса. Принцип работы в некоторых сегментах аграрного рынка может кардинально измениться. К примеру, существенная трансформация ожидает мировое производство риса — это направление по-прежнему остается достаточно неэффективным по сравнению с производством зерна.

Для того чтобы производить 10 млн. тонн зерна в год, компания должна инвестировать $5-15 млрд.

Некоторые эксперты считают, что скоро крупные агрохолдинги с земельным банком в 200-300 тыс. га отойдут в прошлое. Будущее — за небольшими аграрными компаниями, владеющими 30-40 тыс. га, которые окажутся более эффективными и прибыльными. Что вы об этом думаете?

Все зависит не от размера земельного банка, а от того, насколько эффективно работает бизнес. Компания, располагающая земельным банком в 300 тыс. га, и компания, имеющая в своем активе 30 тыс. га, могут быть одинаково эффективны. Некое развенчание иллюзий, связанных с крупными агрохолдингами, было связано с тем, что они требуют более длительного времени для выхода на точку прибыльности. Чем больше земли компания обрабатывает, тем больше денег ей необходимо привлечь. Но когда агрохолдинг выходит на прибыльность, он становится намного успешнее, чем мелкие хозяйства, поскольку выпускает более дешевую продукцию и сам обеспечивает себя сырьем. На мой взгляд, 300 тыс. га — это еще не предел для украинских агрохолдингов. В будущем они могут быть и крупнее. Вопрос — в качестве управления этими компаниями.

Существует вероятность, что в 2011 году в Украине будет снят мораторий на продажу сельскохозяйственной земли. Дальнейшие шаги инвесторов?

Сам факт снятия моратория на продажу сельскохозяйственной земли, безусловно, позитивно отразится на развитии сектора и на объеме инвестиций, которые придут в этот сектор. Сегодня много говорят о том, что со своим появлением рынок земли окажется в иностранной собственности. Я не вижу в этом большой проблемы. Как только земля станет активом, под который можно будет привлекать деньги, объем инвестиций в аграрный сектор Украины увеличится даже не в разы, а в десятки раз.

Как вы оцениваете политику украинской власти в вопросе сельского хозяйства?

Никогда и ни в одной стране дотации ничего хорошего сельскому хозяйству не приносили. Они скорее больше повышают уязвимость сектора перед какими-либо внешними факторами, чем увеличивают его конкурентоспособность на глобальном уровне. Украине следовало бы очень осторожно относиться к субсидированию сельскохозяйственного сектора. Прежде всего это негативно влияет на конкурентоспособность отдельных компаний отрасли. Они становятся целиком зависимыми от конъюнктуры внутреннего рынка. Проблема с дотациями также заключается в том, что люди к ним очень быстро привыкают.

Что вы думаете о государственном регулировании аграрного рынка в Украине? В частности, о квотировании экспорта зерновых?

Ни одна страна в мире не может похвастаться успешным опытом введения экспортных квот. Как правило, это делается без достаточного анализа возможных последствий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Баланс спроса и предложения на мировом рынке зерна очень "нежный", и его легко нарушить подобными вмешательствами. Что касается Украины, то если ограничение экспорта носит краткосрочный характер, ничего страшного в этом нет. Если в течение следующих лет подобная ситуация будет повторяться, и квотирование превратится в четко обозначенную тенденцию, тогда это очень негативно повлияет на позицию Украины в мире. Страны-импортеры зерна сделают для себя определенные выводы и просто отдадут предпочтение другим поставщикам.

В каких странах государственная политика в аграрной сфере является наиболее эффективной и могла бы послужить примером для Украины?

Такой политики пока что нет ни в одном государстве. Регулирование рынка, тормозящее сельскохозяйственную отрасль, присутствует и в Бразилии, и в Аргентине. Во многих странах Западной Европы сельское хозяйство зарегулировано до такой степени, что его уже сложно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики. В Бразилии существует независимое государственное агентство EMBRAPA. Оно выполняет те функции, которые пока не совсем удачно выполняют министерства аграрной политики. Эта организация анализирует рыночные тенденции, прогнозирует спрос, выдает производителям рекомендации относительно того, что лучше посеять в этом году, а что — через год. Для участников сельскохозяйственного рынка такая поддержка является гораздо более ценной, чем какие-либо дотации или льготы.

Преимущества агропромышленного бизнеса заключаются в том, что повышения его эффективности можно добиться без особо крупных капиталовложений

Много ли мировых аграрных компаний продают свои акции на фондовых биржах? И какие биржи выбирают для размещения чаще всего?

На самом деле не так много, как может показаться на первый взгляд. Если называть это языком цифр, то 85% сельскохозяйственной продукции производится хозяйствами с размером земельного банка не более 2 га. Крупные компании, которые выходят на биржу, владеют земельным банком от 100 тыс. га до 300 тыс. га. Для того чтобы производить 10 млн. тонн зерна в год, компания должна инвестировать $5-15 млрд. В мире работают единицы сельскохозяйственных предприятий, которые могут себе это позволить. Для финансовых и стратегических инвесторов, приобретающих акции таких компаний, есть очень большой объем работы и простор для денежных вливаний.

Если посмотреть с точки зрения количества сельхозкомпаний, размещенных на отдельно взятой бирже, то на первом месте будет Бразилия. Это обусловлено тем, что в стране действует большое количество сельскохозяйственных компаний, акции которых пользуются большим спросом у инвесторов. Как правило, они размещаются на бразильской бирже BOVESPA. Что касается Украины, то сейчас хорошо просматривается тенденция выхода агрохолдингов на Франкфуртскую и Варшавскую фондовые биржи. На наш взгляд, в будущем будет увеличиваться количество размещений в Лондоне. Никуда не деться — Лондон остается очень сильным финансовым центром. Для компаний, которые хотят обеспечить своим акциям высокую ликвидность, так или иначе нужно выйти именно туда. Не стоит забывать о том, что в Москве, Киеве или Алматы постепенно развиваются фондовые рынки, что в скором будущем позволит компаниям из этих стран размещаться на национальных биржах.

Поделитесь планами Renaissance Capital в украинском агробизнесе.

Мы рассматриваем Украину как один из центров развития сельского хозяйства на развивающихся рынках. Аграрный сектор идет по пути консолидации, уже пройденном многими другими отраслями промышленности. По нашему мнению, не последнюю роль в этом процессе сыграют украинские компании. Именно поэтому мы отводим нашему киевскому офису роль аграрного хаба Renaissance Group. Мы активно инвестируем в украинское сельское хозяйство и привлекаем капитал для украинских компаний сельскохозяйственного сектора.


Ричарду Фергюсону 43 года. Более 20 лет работал в инвестиционном банкинге в странах Азии, Латинской Америки и Европы. В 2006 году основал сельскохозяйственное аналитическое управление в ИБ Nomurа и создал аналитическую компанию FAR Consultants. С осени 2010 года возглавляет агарное направление группы Renaissance Capital