Один из наиболее опытных политиков независимой Украины, старожил Верховной Рады Юлий Иоффе в марте этого года поменял свою партийную принадлежность. Парламентская кампания, проводимая новообразованными украинскими республиканцами во главе с экс-главой "Нафтогаза" Юрием Бойко, является одной из наиболее дорогостоящих. Правда, сам по себе этот факт еще не гарантирует прохождение представителей этой политической силы, в том числе и Иоффе, в Раду
Имя Юлия Иоффе давно известно в политических кругах страны. Генеральному директору угольного объединения с Луганщины, горняку с 30-летним стажем удалось сделать заметную политическую карьеру. Но и оказавшись в политике, Иоффе профессиональную специализацию менять не пришлось — в течение всей своей политической деятельности он занимался вопросами топливно-энергетического комплекса.
Не последнюю очередь в этом сыграло знакомство Иоффе еще в Раде первого созыва с директором "Южмаша" Леонидом Кучмой и их совместное прошлое крупных советских руководителей. Когда Кучма в 1992 году стал премьером, он пригласил Иоффе к себе вице-премьером по ТЭК. В неспокойные времена начала 90-х безоблачное вице-премьерство по определению не могло длиться долго. Вскоре оно сменилось вынужденной миграцией в торгово-экономическую миссию Посольства Украины в США.
Возвращение в Украину под сень высокого покровительства Иоффе вновь обеспечил "свежеиспеченный" гарант Конституции Леонид Кучма. Некоторое время президент Украины пользовался советами Иоффе по угольным и другим энергетическим проблемам. В 1994 году Юлий Иоффе вновь проходит в парламент. С тех пор он вот уже 12 лет — бессменный народный избранник.
В президентских выборах 2004 года Иоффе участвовал на стороне кандидата Виктора Януковича. Северодонецкий округ, в котором он был доверенным лицом Януковича, дал самый высокий процент голосования за его "патрона" в регионе. После этого был знаменитый сепаратистский съезд в Северодонецке, участником которого в числе еще семи депутатов первого созыва Рады был и Иоффе.
Зимой 2005 года после бегства из "Трудовой Украины" ее лидера Сергея Тигипко Иоффе (вместе с Юрием Бойко) выходит из партии и уводит с собой часть региональных организаций. Трудовики вливаются в новую партию Бойко — Республиканскую партию Украины, — которая враз оказывается крепка не только "нефтегазовыми" капиталами, но и человеческим ресурсом.
Какой-либо ярко выраженной идеологической позиции партия Бойко, как практически и все остальные отечественные политические проекты, не имеет. Судя по ее программным требованиям, в процессе избирательной гонки она будет в первую очередь акцентировать на вопросах русского языка, вхождения в НАТО и ЕС, а также присоединения к ЕЭП.
Стратегия Партии Регионов по проведению предвыборной кампании без блокирования с другими оппозиционными силами серьезно снизила шансы республиканцев на прохождение в парламент. Блок эсдэков, республиканцев, "Жiнок за майбутне" и "Центра" остается сугубо маргинальным образованием. Ни одна из вошедших в блок партий не способна повысить его рейтинг то ли в силу негативного имиджа принадлежности к прежней власти, то ли ввиду своего практически полного отсутствия на политической карте Украины.
Во второй и все последующие созывы Верховной Рады "бессменный парламентарий" Юлий Иоффе проходил как мажоритарщик по родной Луганской области. Изменение избирательной системы в сторону пропорционального принципа и слабые политические позиции партнеров республиканцев по избирательному блоку могут серьезно нарушить его депутатские планы.
Иоффе Юлий Яковлевич
Народный депутат Украины
Родился в 1940 году в Луганске.
Образование
Окончил Коммунарский (Алчевский) горно-металлургический институт (1964 г.), горный инженер-электромеханик.
Карьера
1957-1959 гг. — слесарь Коммунарского металлургического завода.
1959-1961 гг. — моторист шахты "Украина" (Луганская обл.).
1965-1966 гг. — механик. Помощник главного механика шахты "1 бис" (Луганская обл.).
1966-1967 гг. — главный энергетик шахты "Суходольская" (Луганская обл.).
1967-1976 гг. — главный механик шахты "Дуванная-2" (Луганская обл.).
1976-1979 гг. — начальник управления по оснащению шахтных стволов Краснодонского ШБМУ.
1979-1980 гг. — начальник Краснодонского ШПУ.
1980-1989 гг. — директор шахты "Горная" (Луганская обл.).
1989-1992 гг. — генеральный директор ПО "Стахановуголь" (Луганская обл.).
1990-1992 гг. — народный депутат Украины I (12) созыва.
1992-1993 гг. — вице-премьер по ТЭК.
1993-1994 гг. — руководитель торгово-экономической миссии в составе Посольства Украины в США.
1994-1998 гг. — народный депутат Украины II созыва.
1998-2002 гг. — народный депутат Украины III созыва.
С 2002 г — народный депутат Украины IV созыва. Член Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Член фракции СДПУ(о) (с декабря 2005 г.).
Награжден медалью "Ветеран труда", орденами "Знак Почета", "За заслуги" III ст. (1997 г.), князя Ярослава Мудрого V ст. (2000 г.), Почетной грамотой КМ Украины (2000 г.).
2000-2005 гг. — заместитель председателя партии "Трудовая Украина", член президиума политсовета.
С марта 2005 г. — первый заместитель председателя Республиканской партии Украины.
Семья
Супруга — экономист, работала в угольной промышленности.
Сын Александр, 1965 г. р. — доцент мединститута, оперирующий хирург.
Сын Артур, 1972 г. р. — юрист, руководитель юридической фирмы.
Внуки: Юля — 18 лет, Александр — 17 лет, Андрей — 4,5 года и Максим — 8 месяцев.
Стиль жизни
Доходы
Никогда не занимался бизнесом. Депутатская зарплата и пенсия обеспечивают достаточно нормальный жизненный уровень. В среднем получаю 7 тыс. грн. в месяц.
Жена перед уходом на пенсию работала в Проминвестбанке, сейчас получает дивиденды с акций банка, лежащих на депозите.
Недвижимость
Квартира на Грушевского, общая площадь 127 кв. м. Получил как вице-премьер.
Автомобиль
Личный автомобиль, недорогой — "Хундай". Иногда пользуюсь партийным "Ниссаном-максимум".
Часы
Самые простые — "Ориент", стоят 1000 грн. У меня нет комплекса неполноценности. Мне не нужны статусные вещи. Мне все равно, на каком автомобиле езжу, какие часы ношу и т. д.
Отпуск
В отпуск ездим обычно один раз летом вместе с внуками. Отдыхаем в Крыму, в пансионате Верховной Рады.
Одежда
Покупаю одежду в Киеве. Каких-либо предпочтений нет. Помогает супруга.
Кухня. Блюда.
Абсолютно спокойно отношусь к пище. Не гурман. Чем жена кормит, то и ем. Если употребляю спиртное, то только хороший коньяк и только в компании с теми, кто мне приятен.
Увлечения
Люблю рыбалку, когда, конечно, удается.
Чтение
Недавно прочел нашумевшее произведение Брауна "Код да Винчи", несколько книг из серии американского юридического детектива Гришина — по его произведениям поставлено много голливудских фильмов: "Фирма", "Клиент". Вообще, у меня очень большая библиотека. Естественно, всю классику я уже прочитал.
Спорт
Каждое утро вместе с женой ходим в спортзал. Встаем в 6 часов утра и полтора часа занимаемся. До того бегали по утрам.
Путь
В 18 лет впервые спустился в шахту. Как сейчас помню, сразу попал на 13-й участок, горный мастер у нас был по фамилии Дубина. Иногда он собирал стажеров — нас таких было пять человек — и говорил, что все будут настоящими инженерами, а из меня ничего не выйдет. Самое интересное, что только я один из этих пяти не бросил горный институт, закончил его и, не минуя ни одной должности, прошел путь от рабочего до генерального директора.
Отношение к жизни
Я просто жил, и к каждой своей должности — независимо от того, был ли я мотористом на кнопке, горнорабочим в забое, главным механиком участка или директором шахты — относился так, будто все зависит от меня. Всегда относился именно так.
Американский опыт
Меня отправили в Америку для работы в Посольстве Украины в США, и я, хоть на старости лет, выучил английский. Закончил в Вашингтоне школу для эмигрантов: занимался три раза в неделю по три часа.
Смысл жизни
О Януковиче
У меня не было собачьей преданности по отношению к Януковичу. Были некоторые критерии, тестовые вопросы, которые определили нашу поддержку кандидатуры Януковича. Это — отношение к политреформе, взаимоотношения с Россией, ЕЭП, НАТО.
О Тигипко
Тигипко, будучи начальником избирательного штаба, мягко говоря, бросил все и вся. Считаю, что по меньшей мере это было некорректно. Мы предлагали ему собрать съезд и передать руководство партией — было ясно, что политикой он заниматься уже не будет и уйдет в бизнес. Очевидно, он договорился с властью, что он уходит, и его не трогают.
О Бойко
С Бойко был знаком давно, еще тогда, когда он был директором завода "Заря". Помню, когда его забирали в Лисичанск, работники завода просили меня: "Сделайте что-нибудь как депутат, чтобы его не забирали". Его до сих пор там вспоминают добрым словом.
О Литвине
При всем моем уважении к Литвину, у него сегодня ситуация такова, что он набрал максимум своей популярности. Ему удалось это сделать в ситуации растерянности и хаоса. Тогда он сумел вырулить. А сегодня, как мне кажется, он будет терять, потому что у него нет позиции.
О Кучме
Я работал гендиректором угольного объединения, в котором работало 50 тыс. человек. А Кучма был гендиректором "Южмаша". И мы оба были депутатами в парламенте первого созыва — тогда должности еще можно было совмещать. Мы встречались в буфете Верховной Рады и ели сосиски километрами из "тел давно погибших животных" — это еще было время тотального дефицита. Кучма был абсолютно простой, нормальный парень. И когда он стал премьер-министром, он меня пригласил к себе в Кабинет. Это была его инициатива.
О Ющенко
Ющенко знаю очень давно, и чисто по-человечески всегда относился к нему очень хорошо. Перед выборами я предсказал, что будет, если Ющенко станет президентом. Я говорил, что это добрый, мечтательный человек, немного не от мира сего. И если он придет к власти, будет править его агрессивное окружение, и в стране, попросту говоря, будет бардак. То есть его человеческие качества замечательны, но для политика и гаранта Конституции они являются недостатком. Более того, они приносят огромный вред. Поэтому я являюсь его политическим оппонентом. Это как раз тот случай, когда при такой концентрации власти доброта хуже воровства.
Позиция
Сегодня поломали схему работы с Туркменистаном и лишили Украину рынка товаров на $1 млрд. — тех, которые поступали в счет 50% оплаты поставок за газ. То есть рынка лишились наши галоши, холодильники "Норд" и другие товары. Опять завоевать этот рынок будет очень трудно. Кроме того, нарушены все договоренности с Россией — это с украинской стороны первые начали говорить о том, что нужно выходить на денежные схемы расчетов. Хотя договор с Россией был заключен на пять лет.
На мой взгляд, на тот момент, когда договор по газотранспортному консорциуму заключался, он был выгоден Украине, поскольку наша газотранспортная система сильно изношена, и нужны очень серьезные инвестиции, чтобы поддержать ее в рабочем состоянии. Поэтому считаю, что мы ничего не теряли. Я даже удивляюсь, зачем это все было нужно России? Наши стратегические интересы при этом нисколько не страдали.
Думаю, та позиция, которую сейчас занимает Украина по газовому вопросу, бьет по нашей экономике. Мы не готовы к такому ценовому скачку. Не знаю, как сейчас принимать бюджет, ведь он весь посчитан по старой цене газа, и, если газ станет в три раза дороже, бюджет "летит".
В 1992 году Россия поставила нам 32 млн. тонн нефти по $10 за тонну при мировой цене $110-120. На момент прихода нашего правительства 8 млн. тонн уже было вывезено — это $1 млрд. И я своим распоряжением остановил этот вывоз. Сейчас меня за это убили бы в тот же день. Но тогда крупных фигур еще не убивали. Мне просто поставили диагноз болезни сердца и сказали: если срочно не сделаю операцию коронарного шунтирования, умру через восемь месяцев. Сказали об этом моей жене, сказали Кучме — всем сказали — и отправили меня главой торгово-экономической миссии в США. Там я обследовался и узнал, что ничего подобного у меня нет.
Бойко дали Героя за то, что в условиях, когда в регионах уже было веерное отключение электроэнергии из-за недопоставок газа — долги, угроза отключения со стороны Туркменистана, им была отработана схема, по которой мы, во-первых, отдали долги. А во-вторых, что бы сейчас ни говорили, в соответствии с разработанной схемой мы получали самый дешевый газ в СНГ.
С Кучмой у меня никогда не портились отношения. Они и до сих пор хорошие. Мы по-прежнему иногда видимся. На днях он поздравил меня с днем рождения. Когда я вернулся из Америки, он предложил мне работать у него внештатным советником по ТЭК. Но я никогда не входил в близкий круг Кучмы, который управлял государством, не влиял на принятие государственных решений.
После окончания президентского срока Кравчука я написал о нем, мягко говоря, нелестно. В 1994 году я его таким видел. Но потом как-то присмотрелся к нему и понял. Знаете, мы тогда были не готовы к принятию на себя таких полномочий по управлению страной. Хотя я пришел на должность вице-премьера с поста руководителя 50-тысячного коллектива, но мне было жутко оттого, что мои распоряжения распространяются на такую территорию. И, объяснившись с Кравчуком, я понял, что он тоже был не готов. Потом я удивился его незлобливости, неагрессивности. Ведь он отдал власть сам — он за нее не цеплялся. Поэтому я изменил свое отношение к Кравчуку и сегодня отношусь к нему с огромным уважением.
Политические взгляды
По судьбоносным вопросам, таким как вступление в ЕС, ЕЭП, а также НАТО, вступление в которое, как мы знаем, поддерживают всего 16-17% населения, нужно проводить референдумы. Причем референдумы должны быть законодательными актами прямого действия, а не совещательными, как сейчас.
Действительно, мы и наши нынешние партнеры были готовы пойти в одном большом блоке с Януковичем. Но в Партии Регионов имеют другое мнение, они думают, что только они одни имеют право на истину в последней инстанции. Мы считаем, что это их ошибка. Поэтому мы идем параллельным курсом и надеемся, что, если пройдем, будем блокироваться с ними в парламенте.
Я был на Северодонецком съезде. Это мой избирательный округ. Более того, я выступал на нем. И я сказал, что то, что творит оппозиция, блокируя административные здания, — это преступление. Также как и сепаратизм — это тоже преступление. Поэтому мы, депутаты первого созыва — Кушнарев, Богатырева, Тихонов, я и другие — призвали к тому, чтобы признать то, что происходит, преступлением. Но, сказал я, мы должны действовать в рамках украинской Конституции. Поэтому ни в чем оправдываться мне не надо.
В 1996 году в законодательстве существовала дыра: СП не облагались налогом в течение пяти лет. Что сделали Тимошенко вместе с Лазаренко? Они зарегистрировали вначале компанию в Англии, а потом создали в Украине СП. Это и была ЕЭСУ, которая являлась газотрейдером, то есть посреднической структурой, паразитирующей на поставках газа. Оборот ЕЭСУ за 1996 год составлял $10 млрд. То есть Тимошенко должна была заплатить $3 млрд. НДС. Но она законно их не платит — она всем телом и грудью прильнула к дыре в законодательстве. А если еще учесть рентабельность, которая у ЕЭСУ составляла пару миллиардов долларов? О каком патриотизме она сегодня кричит, если этих денег хватило бы заплатить долги всем бюджетникам и пенсионерам? Рядом с Тимошенко все герои Джека Лондона отдыхают.
Будучи премьер-министром, Лазаренко со свойственной ему непосредственностью собрал всех газотрейдеров и как на хорошей бандитской стрелке сделал гениальное территориальное распределение по областям. Тимошенко достались Днепропетровская и Запорожская области. Такая себе конвенция детей лейтенанта Шмидта. При этом субвенции на покрытие субсидий населению на оплату коммунальных услуг на 100% удовлетворялись только в этих двух областях. То есть пользоваться бюджетными дотациями имела возможность только одна Тимошенко. Уверен, что любой газотрейдер с радостью также прильнул бы к этой дыре. Но, думаю, там невидимыми буквами было написано: "Не влезай — убью. Паша Лазаренко" — все было распределено решением Кабмина.