Буковинский грантоед

За довольно короткий срок главный "порист" Владислав Каськив сумел сделать стремительную карьеру и, поднявшись на волне революционных настроений на вершину политического Олимпа, стать президентским советником. На новом витке судьба оказалась к нему менее

За довольно короткий срок главный "порист" Владислав Каськив сумел сделать стремительную карьеру и, поднявшись на волне революционных настроений на вершину политического Олимпа, стать президентским советником. На новом витке судьба оказалась к нему менее благосклонна, однако непрохождение блока "Пора-ПРП" в парламент не означает заката политической карьеры молодежного лидера с Буковины

Широкой общественности имя Владислава Каськива стало известно после президентской избирательной кампании — как лидера молодежного движения "Пора", принимавшего активное участие в майданном противостоянии. Политическую карьеру Каськив начал с 16 лет, став одним из наиболее молодых участников студенческого движения начала 90-х на своей родной Буковине. Уже в 1992 году второкурсник-историк Черновицкого университета им. Федьковича Каськив возглавил Буковинское студенческое братство.

Вскоре молодежному активисту поступает предложение от Международного союза, объединяющего мировое студенческое движение — Каськив входит в директорат Центрального Союза украинского студенчества. Став функционером на ниве общественности, Каськив перемещается в Киев и занимается координацией украинских студенческих организаций в разных странах мира, параллельно сотрудничая с диаспорами и международными донорскими организациями. Уже через год, заработав определенную репутацию и опираясь на налаженные контакты, Каськив переходит в одну из наиболее известных международных структур, занимающуюся поддержкой гражданских инициатив и общественных организаций, — украинское отделение Фонда Сороса. В Международном фонде "Видродження" Каськив отвечает за направление развития гражданского общества и непосредственно участвует в процессе создания и развития в Украине четвертого сектора.

Возникновение на фоне финансовых инъекций Фонда большого количества общественных организаций самого разного толка подталкивает молодого функционера к созданию своего социального проекта, подвизающегося на предоставлении молодежи альтернативной негосударственной помощи в трудоустройстве. Таким проектом становится Центр развития коммуникаций. Окончание срока действия гранта совпадает с новым витком борьбы за демократические права и свободы в стране, и перед президентскими выборами 1999 года Владислав Каськив выступает инициатором создания коалиции общественных организаций "Свобода выбора".

Избирательные проекты "Свободы выбора" были поддержаны широкой сетью правительственных международных организаций, в первую очередь, Канадским и Американским агентствами, Британским департаментом по международному развитию и другими структурами.

Объединение в начале 2004 года демократических сил на волне движения "Украина без Кучмы" с активистами студенческого движения начала 90-х породило новую гражданскую кампанию под "торговой маркой" "Пора". Среди ее инициаторов был и Владислав Каськив. Радикальное молодежное движение, наиболее громко заявившее о себе во время апрельских событий в Мукачево и впоследствии перманентно выстреливающее "антифальсификационными" акциями в Полтаве, Одессе, Сумах, Донецке, Киеве, свою наиболее заметную и "роковую" роль сыграло во время третьего тура президентских выборов в Украине.

Изначально принципиально безлидерное, двуцветное, аполитичное и финансово независимое движение после победы демократических принципов на выборах приобретает не только громкий "пористый" бренд, желто-солнечную символику, но и признанного лидера желтой "Поры" Владислава Каськива. Уже тогда молодежного лидера заметили топ-менеджеры новой власти.

Приглашение в Секретариат на должность штатного советника президента Украины подняло социальный статус доселе мало известного активиста с Буковины. Тем не менее, ни широко разрекламированный "майданный" бренд, ни высокое признание революционных заслуг не помогли общественному движению "Пора" в формализации его нового политического статуса. Желание участвовать в парламентских выборах, потребовавшее регистрации новой партии, натолкнулось на активное сопротивление со стороны государственных институтов власти. Полугодовая борьба за право участия в выборах завершилась победой молодежной партии, однако это не принесло ожидаемого результата. Набранные менее 2% поддержки электората не дали новосозданной политической силе права на представление интересов общества в украинском парламенте. Впереди — новые рубиконы.

Каськив Вячеслав Владимирович

Внештатный советник президента Украины

Родился в 1973 году в пгт. Мельница-Подольская Борщевского района Тернопольской области

Образование

Окончил педагогический университет им. Драгоманова (2006), историк.

Карьера

1990-1993 гг. — внештатный корреспондент газеты "Молодой Буковинец"

1993-1994 гг. — заместитель директора международной организации Центральный Союз украинского студенчества

1994-1997 гг. — координатор программ Международного фонда "Видродження"

1997-1999 гг. — глава общественной организации "Центр Развития Коммуникаций"

1999-2004 гг. — координатор коалиции общественных организаций Украины "Свобода выбора"

2004-2005 гг. — руководитель Координационного центра гражданской кампании "Пора"

2005- апрель 2006 гг. — председатель политсовета партии "Пора"

Апрель 2005 г. — апрель 2006 г. — штатный советник президента Украины

С апреля 2006 г. — внештатный советник президента Украины

Автор свыше 50 публикаций в международных и украинских периодических печатных изданиях. Соавтор научной работы "Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой"

(2001-2002) и методологии "Региональный антикоррупционный опрос" (2001).

Награжден Золотой медалью правительства Словакии за международный взнос в развитие демократии, Памятным знаком "Выдающемуся участнику Оранжевой Революции", другими международными наградами и премиями за достижения в разных общественных сферах.

Семья

Мать — пенсионер, учитель украинского языка и литературы

Отец — пенсионер, учитель, журналист

Сын Максим, 10 лет

Смысл жизни

О проекте "Пора"

Для того чтобы создать общественное движение, необходима была не только

вера в идею честных выборов, но и инвестирование этого процесса. Поэтому мне пришлось мобилизовать все свои личные активы, в том числе продать квартиру.

Это был абсолютно прагматический шаг, потому что я верил в то, что это будет успешный проект и что я смогу вернуть затраченные средства.

А также, что у меня появятся новые возможности и мой социальный статус вырастет.

О приглашении

Приглашение на должность советника стало абсолютной неожиданностью. Это была инициатива со стороны президента. Как-то утром он позвонил мне на мобильный телефон и сделал предложение. Перед этим было предложение от Зинченко работать заместителем главы Секретариата, на которое я, однако, так и не дал согласие. Это все было удивительно, так как до того никаких контактов ни с Ющенко, ни с Зинченко я не имел.

За весь период избирательной кампании даже ни разу не встречался с Ющенко.

О знакомстве с первой леди

С Екатериной Ющенко познакомился недавно и совершенно случайно благодаря Канадскому фонду приятелей детей. Давно знаком с деятельностью этого фонда. Учитывая мой статус советника президента, старался помочь им в том, чтобы программа фонда по поддержке сиротских домов получила государственную поддержку.

На официальном открытии летнего лагеря для детей-сирот я и познакомился с Екатериной Михайловной.

О поражении

Кампанию мы проиграли потому, что шли с неправильными идеями. Нам нужно было делать то, что мы делали с самого начала, а не стараться назвать себя самыми оранжевыми из оранжевых. То есть абсолютно прагматично и критично относиться к политикам независимо от их цвета и, как бы это ни звучало непопулярно, отказаться от социальной риторики и популизма.

О "Черных списках"

Функция "черных списков" — никто не забыт и ничто не забыто. И если эта власть не сможет по совести и по закону разобраться с теми людьми, которые издевались над обществом и 15 лет не давали ему развиваться, то мы об этом напомним. Это реестр преступлений, который останется высеченным на камне, пока по отношению к ним не будет дана правовая оценка со стороны государства.

И если Кучме еще можно что-то простить, ведь за него когда-то голосовали люди, то непонятно, почему не был произведен мониторинг капиталов Медведчука, Суркиса, почему до сих пор на свободе Кивалов.А в облсоветах мы утроили наши показатели.

Стиль жизни

Доходы

Со времени жизни в Мукачево и до Майдана почти год жил практически на своих предыдущих доходах. Кроме того, у меня было несколько коммерческих структур в транспортном, туристическом и других видах бизнеса, права на которые, когда стал советником президента, я передал другим членам семьи.

Зарплата советника, когда был на штатной должности, со всеми начислениями составляла 6 тыс. грн. С начала этих выборов фактически нахожусь на партийном обеспечении. Имею инвестицию порядка 400 тыс. грн. в строительство жилья. На банковских счетах лежит где-то около 30-40 тыс. грн.

Недвижимость

Арендую однокомнатную квартиру на Красноармейской.

Автомобиль

Личный микроавтобус "Мерседес-Вито". Партийный микроавтобус "Фольксваген".

Часы

Не ношу. Хотя имею два ценных подарка — один от Александра Омельченко, марку не помню, а второй от Виталия Кличко, из персональной серии Кличко "Монблан".

Отдых

Люблю экстремальный отдых, как правило, в разных нетипичных странах — бедных, но экзотических.

В прошлом году ездили в Венесуэлу. Два дня плыли на каноэ по диким джунглям к водопаду Сант-Антуан. Этим летом планируем с друзьями проехать на джипах от Киева до Владивостока.

Кухня

Люблю японскую кухню. Люблю хорошее мясо. Люблю виски, хорошую водку "Немиров" или "Хортицу", но не так часто употребляю.

Чтение

Читаю, к сожалению, только Интернет и газеты. Из "непрофессионального" последнее, что прочел перед революцией — "Властелин колец". Случайно взял в магазине, пришел домой и четыре дня потом не выходил — так увлекло.

Одежда

Как правило, приобретаю за рубежом. Люблю добротные марки, в частности, американские.

Спорт

Делаю только зарядку по утрам. Когда-то занимался альпинизмом. Вообще — горы моя большая слабость.

Увлечения

Очень люблю путешествовать, гулять в ночное время в неожиданных местах. Нигде, например, не встречал такого дружелюбия, как в бедных трущобах Гаваны. А в том же Каракасе видел, как на ночных улицах людям просто-напросто отстреливали головы. Страшно люблю Латинскую Америку, ее культуру, музыку, природу.

Политические взгляды

У каждой политической силы, идущей на выборы, была своя внутренняя мотивация и свои планы на будущее. Поэтому объединение в одну политическую структуру всех демократических сил, принимавших участие в революции, было невозможным. Это объяснялось также отсутствием монолитной команды и тем, что новая власть не смогла за год сформулировать стратегические задания и план действий.

Наши политики не могут объединиться ради будущего Украины. Ющенко, Янукович и Тимошенко, как Лебедь, Рак и Щука, забывая о национальных интересах, каждый тянет в свою сторону. Кто-то хочет абсолютной власти, кто-то — наживы, а в ком-то еще живы детские амбиции. К сожалению, за пятнадцать лет Украина еще не имела такого лидера, кроме, может быть, только Вячеслава Черновола, который бы ставил национальные приоритеты на первое место.

Не исключено, что лет через двадцать благодарные поляки поставят своему бывшему премьер-министру Бальцеровичу, проведшему шоковую терапию в Польше в начале 90-х, памятник. В Украине такая шоковая терапия уже невозможна. У нас уже есть свой национальный капитал, есть конкуренция, и реформы не будут такими шоковыми. Но наш президент Ющенко на них никак не решится. В этом и заключается трагедия и настоящее разочарование Майдана.

Сначала новую власть боялись, затем игнорировали, сейчас над ней уже смеются.

В Украине хаос. Новая система демократии еще не построена, а старая административная система разрушена. Допускаю, что спустя некоторое время новая власть сможет даже прийти к сильному популистско-тоталитарному правителю.

В 2004 году, когда за один стол сели Ющенко и Янукович, состоялся компромисс элит. Они говорили не об условиях капитуляции, а о наиболее выгодном для них компромиссе. О том, как бывшие не потеряют то, что успели награбить. Как они будут делить все, что имеют.

У министров Кучмы не было конкретной цели. Он был тоталитарным президентом, и потому весь аппарат президента работал на обслуживание его интересов. И, кстати, поэтому Администрация Кучмы была более эффективной, чем нынешний Секретариат Ющенко. Структура такая же — только цели у президентов разные и названия отличаются. Но суть власти не изменилась. Разница между оранжевыми и бело-голубыми только в приоритетах. Одни хотят в Европу, другие — в Россию. Одни за национальную культуру, другие — за что-то свое. Но спустя год мы увидели, что корпоративная культура, способ принятия решений как у новой, так и у старой власти оказались абсолютно одинаковыми.

Считается, что государство должно руководить обществом. А роль власти — создавать правила, законы и обеспечивать их выполнение. Наша законодательная база очень сырая. На Майдане произошла только попытка заменить Петю Васей. Но оказалось, что националисты воруют сейчас так же, как и не националисты.

Абсолютно твердо могу сказать, что практически все политические силы Украины, в том числе представленные в парламенте, имеют очень ограниченную политическую перспективу. Более того, прогнозирую, что уже осенью существующие партии распадутся как минимум на 3-4 более мелких. Потому что они создавались не на основе общих взглядов на развитие Украины и не потому, что их объединяли общие интересы, а просто вокруг бренда или вождя, который мог привести их в парламент.

Абсолютно уверен, что через 3-5 лет Украину ожидает Конституционная реформа, потому что иначе произойдет развал страны. При такой системе баланса полномочий институтов власти и в такой системе организации функций органов власти не может существовать ни одна страна.

О политической деятельности

Как советник президента Украины я занимался тем, чем считал нужным. Потому что система советников главы государства в Украине, к сожалению, является слабой и нефункциональной. Поэтому должен откровенно сказать, что при всех моих инициативах мне не удалось ничего достичь. Реализовать на практике, по сути, не удалось ничего.

Первая инициатива, с которой обратился к президенту, была реформа системы управления и, в частности, реформа Секретариата. Мне хотелось, чтобы Секретариат стал примером эффективной работы. Мы практически завершили разработку структуры Секретариата, системы документооборота, системы кадровых назначений, базирующихся на системе унифицированного отбора, независимого тестирования. Но та реформа, которая впоследствии прошла в Секретариате, не совсем меня удовлетворяла, и я фактически не видел там места для себя.

Своей первоочередной задачей в Секретариате считал создание демократического института, аналогичного зарубежным образцам, — Агентства по международному развитию, занимающегося поддержкой демократических изменений на постсоветском пространстве. Но в первую очередь оно должно было заниматься координацией всей международной технической помощи, приходящей в Украину по государственным соглашениям для проведения реформ. Украина получает от правительств других стран десятки и сотни миллионов долларов на поддержание реформ, но эти неучтенные источники бюджетных доходов чиновники используют по собственному представлению, создавая при госучреждениях квазиобщественные организации и отмывая через них средства.

"Пора" будет сотрудничать с депутатами нового парламента. Потому что в каждом блоке есть люди, имеющие свои взгляды и разделяющие наши предложения. Могу поименно перечислить единомышленников, являющихся в настоящее время депутатами и поддерживающих наши идеи. Это и Вячеслав Кириленко, и Владимир Стретович, и Юрий Павленко, и Андрей Шевченко, и многие, многие другие.

Из политики я не уйду. Сконцентрируюсь на разработке механизма развития страны. Потому что сейчас ни одна политическая партия, независимо от того, прошла она в парламент или нет, не имеет конкретного плана развития Украины хотя бы на ближайшие полгода. Мы постараемся навязать этот план нашим союзникам по демократическим взглядам в Верховной Раде.

Ставлю себе в заслугу то, что в первую очередь усилиями "Поры" мы добились международного внимания к событиям в Мукачево. Убежден, что если бы не было Мукачево, не было бы оранжевой революции. Эта ситуация полностью оголила намерения власти и показала, как она будет действовать в дальнейшем.