Человек и пароход

Самый грозный налоговик страны Николай Азаров когда-то держал в страхе все украинское предпринимательство. Сегодня он — отставной чиновник, бывший первый вице-премьер Украины с очень большими полномочиями. Двенадцатое место в списке Партии Регионов гарант

Самый грозный налоговик страны Николай Азаров когда-то держал в страхе все украинское предпринимательство. Сегодня он — отставной чиновник, бывший первый вице-премьер Украины с очень большими полномочиями. Двенадцатое место в списке Партии Регионов гарантирует Николаю Азарову повторное попадание в парламент и, не исключено, — занятие новой должности в коалиционном правительстве

За последние 11 лет влияние Николая Азарова на украинскую политику росло в геометрической прогрессии. Первый серьезный политический капитал Азаров, безусловно, приобрел, работая в Государственной налоговой администрации.

Самый грозный налоговик страны, в прошлом горный геолог, свои первые шаги делал в российском Подмосковье — на комбинате "Тулауголь" (1971-1976 гг.). Молодой перспективный инженер быстро вырос до начальника участка, вскоре стал главным инженером треста "Тулашахтосушение". Впоследствии на протяжении восьми лет заведовал лабораторией, отделом в Подмосковном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте горной геологии (1976-1984 гг.). Сегодня политическая предосторожность заставляет Николая Азарова скрывать российские корни своей биографии.

В 1984 году Азаров переехал в Украину, на Донбасс, где в течение 11 лет работал замом и руководителем горного института государственного значения. Отсюда его выдвинули в народные депутаты, и здесь у него сложились крепкие человеческие отношения с теми, кого небезосновательно называют представителями донецкого клана: Владимиром Рыбаком (народным депутатом, экс-мэром Донецка), Валентином Ландиком (н. д., руководителем "Норда"), Ефимом Звягильским (н. д., экс-и. о.премьера, главой империи "шахта Засядько").

С первого же захода в парламент Николай Азаров заявил о себе как об опытном экономисте — в Раде второго созыва он возглавил Бюджетный комитет. Уже в это время Азаров попадает в поле зрения Леонида Кучмы, который доверяет ему создание главного бюджетообразующего ведомства страны — Налоговой администрации. За шесть лет бессменного руководства ГНАУ Николай Азаров построил мощную фискальную империю и навел страх на все украинские околотки, чем заслужил почетное звание "главного мытаря страны".

Накануне парламентских выборов 1998 года административный талант Азарова оказался востребован в партийном строительстве. Став во главе Партии регионального возрождения (впоследствии Партии Регионов) председатель ГНАУ использовал весь имеющийся в его руках админресурс для эффективного пополнения рядов создаваемой политнадстройки донецкой бизнес-группы. После образования уже в Раде образца 2002 года одноименной фракции Азаров оставляет партийную работу.

Начиная с 2001 года, Азарова неоднократно, при смене очередного правительства прочат на премьерство. Однако удача отворачивается от него. В кабминовские коридоры Николай Азаров попадает уже при приходе к власти "донецких" в 2003 году.

В правительстве Януковича он не только становится первым вице-премьером — министром финансов с огромными полномочиями, но и получает от президента Кучмы карт-бланш на создание государства в государстве исполнительной власти. Азаров контролирует налоговую, таможню, концентрирует в своих руках весь финансово-репрессивный аппарат. Роль финансового цензора Кабмина и всей системы бизнес-отношений прочно закрепляет за ним статус "человека президента".

Несмотря на безграничную преданность Леониду Кучме, у Николая Азарова остаются хорошие отношения с представителями новой власти, среди которых в первую очередь называют Петра Порошенко. А также ровные отношения с президентом Виктором Ющенко. Безусловный профессионализм экс-первого вице-премьера, его безупречная репутация грамотного экономиста дают шанс на участие после парламентских выборов в коалиционном правительстве разной конфигурации.

Азаров Николай Янович

Глава политсовета Партии Регионов

Родился в 1947 году в г. Калуга (Россия).

Образование. Научные звания

Окончил Московский государственный университет, геолог-геофизик.

Доктор геолого-минералогических наук. Профессор, член-корреспондент НАНУ.

Карьера

1984-1995 гг. — заместитель директора, директор Украинского государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института горной геологии, геомеханики и маркшейдерского дела.

1994-1997 гг. — народный депутат второго созыва, председатель Комитета по вопросам бюджета.

1996-2002 гг. — председатель Государственной налоговой администрации Украины.

2002-2005 гг. — первый вице-премьер-министр Украины, министр финансов.

Заслуженный экономист Украины, государственный служащий І ранга, Главный государственный советник налоговой службы, почетный работник налоговой службы, кавалер орденов "Ярослава Мудрого" 5-й степени, "За заслуги" І, ІІ и ІІІ степеней, Ордена Святого Равноапостольного князя Владимира. Награжден медалью Славутича (2004 г.).

Автор и соавтор свыше 110 научных работ, соавтор книг "Геологические модели золоторудных месторождений Украинского щита и Донбасса", "Все о налогах".

С 2003 г. — глава политсовета Партии Регионов.

Семья

Жена — пенсионерка.

Сын Алексей, 1971 г. р. — живет и работает за рубежом.

Смысл жизни

О кресле

Подо мной кресло шаталось все время, сейчас об этом уже можно сказать. Не так просто было работать с нашим президентом. Но я к этому нормально относился, и никакой трагедии из этого никогда не делал. И президент знал это.

О работе в ГНА

По сути дела, я создавал налоговую службу Украины. Одни говорят хорошо, другие — плохо. Я сам считаю — нормально. Службы не было, она построена с нуля по европейским образцам. А когда уже что-то есть, можно реформировать, модернизировать. А начиналось все с полного беспредела по уплате налогов, нужно было создать что-то серьезное, мощное. Когда это все заработало, можно делать инвентаризацию того, чем мы занимались.

О работе в Минфине

Когда стал министром финансов, именно от нашего правительства исходила инициатива по снижению налогов. И мы их снижали. Если бы мы остались у власти, сейчас бы НДС был 15%. Я это гарантирую. И никаких проблем с возмещением НДС не было бы. Мы эту проблему решили по состоянию на январь 2005 года. У нас невозврат НДС был всего-навсего 17 млн. грн. Сейчас — это несколько миллиардов, и к тому же 10 млрд. грн — переплата НДС.

Об упреках

Как меня ни пытались опорочить, ни у кого ничего не получалось. Правда, упрекают в том, что я работал с Кучмой. Но давайте объективно: для меня он — президент, с которым я работал больше десяти с половиной лет.

У меня есть свое мнение о нем, но пока не могу его сказать. Еще не пришло время подводить итоги. Скажу только одно: в том, что в стране не пролилась кровь, не произошел серьезный конфликт — заслуга этого президента. Хотя лично мне с ним было очень трудно.

Об обвинениях

Эта избирательная кампания, к сожалению, со старта строится на грязи. Меня уже обвинили в причастности к какому-то свечному заводику. Это смешно. Нет у меня никаких заводиков. Кто-то позволяет себе бросать обвинения, но я же не буду бегать по судам! Что интересно: тот, кто это сказал, ничего собой не представляет. За мной же стоят моя репутация и мои дела.

Авторитаризм

Если вижу, что человек высказывает свое мнение, отличное от моего, но разумное, и он доказывает мне свою правоту, всегда с ним соглашусь. Но терпеть не могу спора из-за самого спора, когда спорящих уже не волнует тема, а стоит только вопрос амбиций: кто выйдет победителем. Поэтому я авторитарен по отношению к пустым людям и к бесцельным спорам.

Стиль жизни

Доходы

Не очень большие, соответствующие рангу и званиям. Депозиты "на черный день", конечно, тоже есть, но не баснословные. Наверное, около 30 тысяч, если перевести в доллары. Поэтому чувствую себя спокойно.

Недвижимость

Пентхауза нет. Есть обычная трехкомнатная квартира в хорошем доме.

Автомобиль

Личного нет. В семье есть. Хотя сам вожу редко.

Часы

Кварцевые Omega, им лет десять, и меня устраивает их ход.

Отпуск

В этом году позволил себе отдохнуть. Выезжал за рубеж. Раньше любил ездить в Крым. Наверное, лет 30 подряд ездил туда.

Одежда

Никаких изысков. В магазины хожу, как правило, в зарубежных командировках. Вижу первую понравившуюся вещь и, не обращая внимания на марку, покупаю. Главное, чтобы хорошо сидело и устраивало по цене. Считаю, что суть политического деятеля состоит не в том, какие штиблеты он носит и какие костюмы надевает.

Кухня

В основном, к сожалению, каши. Не могу себе позволить ничего, что повышает холестерин — он и так у меня высокий. По этой причине лишаю себя простых человеческих радостей. Но не жалуюсь.

Досуг

Люблю театр, балет, симфоническую музыку. Изредка бываю в театре, часто не могу. Но когда что-то приличное, обязательно хожу. Раз в неделю парюсь в бане.

Чтение

Недавно с удовольствием прочел несколько вещей украинских классиков: Квитку-Основьяненко, Котляревского. Мне было интересно познакомиться с украинской классикой. Вообще, как сказал Горький, я — из поколения, воспитанного в библиотеках. Так что я обязан книге

и учителям.

Спорт

Регулярно плаваю в бассейне. Наматываю километры. Иначе не смог бы так активно работать.

Репутация

Единственное, чем дорожу в этой жизни, — это своей репутацией. Поэтому сына в 1997 году отправил за границу и сказал: "Учитывая то, что я занимаю должность руководителя налоговой службы, ты, увы, ничего не можешь тут реализовать — не поймут. Не хочу, чтобы ты занимался каким-либо бизнесом в Украине". И с 1997 года этот вопрос закрыт.

Недостатки

У меня есть серьезный недостаток — я не очень хорошо говорю по-украински.

Экономические взгляды

Когда слышу совершенно некомпетентные рассуждения по вопросу газа, становится просто жутко. Начиная с того, что совершенно неудачно подобран человек на должность председателя "Нафтогаза". Я лично его не знаю, но убежден, что он нанес Украине громадный вред. Украина сама предложила России перейти на исключительно денежную форму расчета за газ. Более того, это украинские чиновники, а не россияне предложили перейти на европейские механизмы расчета, что подразумевало под собой переход на европейские цены. Когда я об этом узнал, чуть со стула не упал. Вся предыдущая стратегия правительства состояла в том, чтобы сохранить уровень действующих цен на газ. По крайней мере, до того, пока мы не обеспечим энергосбережение в полном объеме. Отсюда и выходил тезис, который мы проводили при создании ЕЭП: цены на энергоносители должны быть одинаковыми для России и Украины. Россияне очень не хотели соглашаться на эти условия. А мы говорили: какое же тогда это единое экономическое пространство?

Это совершеннейшая чепуха, будто, если ЕЭП прдусматривает таможенный союз, мы не сможем вступить в ВТО. Это заявления некомпетентных людей. Я занимался вступлением в ВТО профессионально, руководил в правительстве этим направлением. Мы вели переговоры осмотрительно и динамично, и было все сделано, чтобы вступить в ВТО в конце 2005 года. Таможенный союз четырех участников ЕЭП нам нисколько не мешал. Недавно появились сообщения о создании таможенного и валютного союза стран Персидского залива — это никого не удивило, хотя эти страны участвуют в ВТО. Ведь ЕС — это тоже таможенный союз. И одновременно все страны ЕС — члены ВТО. Так почему же членство в ЕС не мешает быть членами ВТО, а вхождение в ЕЭП мешает?

По поводу формата межнационального органа — Комиссии по тарифам и торговым спорам — было много дебатов. И в одном из протоколов было записано: если решение комиссии нарушает наши интересы, мы отказываемся его выполнять. Мы говорили об этом прямо. И нашли такую форму представительства в комиссии, когда Украина, объединяясь с кем-то из стран четверки, всегда имела больше голосов, чем Россия.

Вся задумка по ЕЭП заключалась в создании общего рынка четырех близких по уровню экономического, технологического развития стран, которые обеспечивали себя рынками сбыта. Мы росли 12% в год — куда мы с этими товарами должны были деваться?

Идея, заложенная в Стратегии экономического развития страны и разработанная Партией Регионов, заставит любое правительство действовать в соответствии с ее основными положениями. Поскольку в ней есть необходимая стране современная идея. Перед нами стоит задача так сформировать общественное мнение, чтобы при любой формализации парламентской коалиции правительство действовало в соответствии с долгосрочной стратегией. Наши выборы, в отличие, например, от европейских стран, всегда несут риск "смены курса". Это происходит потому, что у нас нет основополагающей идеи, программы, которая реализовалась бы независимо от того, кто приходит к власти.

Все почему-то думают, что за использованием нефтепровода Одесса — Броды в реверсном направлении стояли интересы россиян. Но правительство приняло решение, которое, по сути, повторяло концепцию вице-премьера Гайдука. Трубу реально нечем было заполнить, и это вынудило нас согласиться с ее реверсным использованием. Этот нефтепровод — не проблема правительства Януковича, она досталась нам в наследство. Труба уже стояла сухой три года, и мы приложили максимум усилий, чтобы ее запустить: ездили в Москву — пытались убедить россиян дать нам нефть, летали в Казахстан — пытались там найти нефть. Поэтому, когда нам пришлось принять решение о реверсе, это произошло не потому, что Россия оказывала на нас какое-то давление, а потому что трубу невозможно было использовать.

Позиция

Обычно я не дожидался официальной сводки Госкомстата и отслеживал экономический рост по другим показателям. Госкомстат дает информацию 14 числа каждого месяца. А я к этому времени уже, как правило, делал выводы. Оценку выводил по целому ряду показателей, которые свидетельствуют об экономической активности в стране. Например, по показателям Минтранса: если объем грузоперевозок показывал рост, совершенно очевидно, что будет рост промышленного производства и внутреннего валового продукта. Также о многом говорят объемы банковского кредитования, ряд других показателей. Я не "соревновался" с Госкомстатом, а видел тенденции. Если наблюдался спад, мы сразу интересовались, за счет чего это произошло, какие нужно включить механизмы, чтобы поправить ситуацию.

С Кучмой работать было сложно. Я не случайно всегда очень внимательно следил за всеми показателями экономики. Потому что знал, что 14-15 числа, когда ему положат на стол данные Госкомстата, обязательно будет звонок или встреча. И он обязательно спросит: почему здесь минус, а вот здесь показатель снижен, а здесь не так, как хотелось бы? Почему инфляция имеет такие параметры, хотя должна быть такой? А что у нас с торговым балансом? То есть Кучма реально интересовался состоянием экономики. И учитывая то, что у него информация всегда была многоканальная (достаточно сильное управление экономики в Администрации, кроме того, в его распоряжении была информация Гальчинского с его институтом, а также ряда других аналитических центров), мне всегда приходилось находить серьезные аргументы для того, чтобы обосновывать правильность того или иного правительственного решения.

Кучма постоянно анализировал все материалы, поступающие к нему. Иногда занимал субъективную позицию и с этой позиции "долбал" нас по полной программе. За два года работы первым вице-премьером я ни разу не слышал от него похвалы, какого-нибудь ободрения. Нет бы позвонить и сказать: "Вот молодцы! Рост ВВП —17%!". Напротив, он говорит: "Смотрите, не свалитесь с высоты!" Что именно говорил, уже не помню, но помню тональность.

То, что озвучила Партия Регионов и начала предлагать обществу, уже получило понимание, скажем, на президентских слушаньях. Президент, по существу, использовал нашу идею перехода к "экономике знаний", хотя и не сослался, откуда он ее взял и использовал в форме риторического вопроса: как Украине перейти от индустриального общества к обществу знаний? Партия Регионов четко и поэтапно изложила это в своей стратегии.