Что будет после шторма

Олег Устенко об участии в популярном политическом ток-шоу и болгарских таможенниках

Украина захлебывается от недостатка инвестиций. И все же мало что делает для того, чтобы изменить ситуацию. Прошлые источники экономического роста — мощное внутреннее потребление и экспорт — уже не смогут обеспечивать тот экономический рост, к которому страна привыкла на протяжении пяти-семи докризисных лет. Объемы банковского кредитования, которые стимулировали внутреннее потребление в прошлом, будут увеличиваться значительно меньшими темпами. Мировые цены на украинскую экспортную группу товаров вряд ли достигнут своего докризисного максимального уровня в обозримом будущем. Для ускорения темпов экономического роста украинским властям придется искать новые источники развития.

Такими источниками могут стать инвестиции (как внутренние, так и внешние в форме прямых иностранных инвестиций). Именно инвестиции смогут обеспечить рост производительности труда, а следовательно, и поднять конкурентоспособность украинской экономики. Но для этого необходимы не пустые разговоры, которые ведутся в стране уже с десяток лет, а реальные действия по улучшению бизнес-климата.

Важнейшая задача новой администрации страны — это системная работа по улучшению инвестиционной среды, которая даст возможность поставить страну на новый виток экономического развития. Властям необходимо продемонстрировать, что Украина быстро меняется к лучшему. Вялые и сегментарные реформы не дадут результата и не смогут кардинально изменить ситуацию. Сейчас инвестиционный климат в стране воспринимается международным и внутренним деловым сообществом как некачественный. Реформы, которые должны обеспечить прорыв для украинской экономики и поставить ее на новую спираль экономического развития, должны включать:

  • меры, направленные на обеспечение стабильности и прозрачности в правовой и судебной сферах;
  • меры, направленные на преодоление коррупции на всех уровнях власти;
  • реформу государственного управления для усиления ответственности государственных институций за принимаемые решения, избежание дублирования и пересечения их функций;
  • меры по дерегулированию и либерализации предпринимательской деятельности путем существенного уменьшения уровня бюрократии и упрощения регуляторной среды;
  • меры по увеличению и диверсификации украинского экспорта. При этом ключевым является подписание договора о свободной торговле с другими странами. Предложенный вариант договора о свободной торговле с ЕС поможет Украине присоединиться к логистической цепочке Европы. Подобный договор необходим и с Россией, и с таким перспективным для нас азиатским регионом;
  • реализацию комплексной стратегии обеспечения устойчивых темпов роста эффективности и производительности в частном секторе. Данная стратегия должна решить вопросы, связанные с комплексным пересмотром национальной политики в сфере энергетики, реформой ЖКХ и повышением безопасности общественной инфраструктуры, разработкой плана привлечения инвестиций в инновационные технологии, пересмотром государственной аграрной политики с целью увеличения производительности и эффективности природопользования, реформой национальной системы образования с целью обеспечения потребности экономики в специалистах соответствующих квалификаций, развитием предпринимательства и малого бизнеса с целью формирования сильного среднего класса.

Мое участие в одном из популярных политических ток-шоу на прошлой неделе показало мне, что до сих пор политическая элита страны не готова на радикальные шаги. Например, все политики декларируют свое нежелание мириться с коррупцией, но когда я предложил использовать опыт Болгарии, то очень многим он показался слишком радикальным. А что, собственно говоря, плохого в том, чтобы нанять иностранное правительственное агентство, которое бы управляло, скажем, нашей таможней. Ведь Болгария смогла это сделать. Речь идет о том, что топ-менеджмент на таможне стал иностранным. Результат был мгновенным. Поступления от таможни в государственный бюджет увеличились в разы. Да, в стране коррупция полностью не искоренилась. Она все еще существует, но на таможне ее нет. Если все равно не получается у самих, то давайте попросим тех, кто это сможет для нас сделать. Пусть нас научат.

Именно такие радикальные меры покажут, что новая администрация страны настроена на реальные, кардинальные изменения. Об улучшении инвестиционного климата прекратили говорить. Для этого улучшения уже и что-то делается. Эффект по привлечению инвесторов (внутренних и отечественных) будет многократным. Еще раз — точечные и несистемные "удары по плохому бизнес-климату" не будут иметь должного эффекта и не обеспечат тот уровень необходимого послекризисного роста, в котором мы "купались" до кризиса. У Украины есть огромный потенциал, но без радикальных реформ он может так и остаться нереализованным.

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера