Даже если бы вся карьера Геннадия Удовенко состояла только из его президентства на 52-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, он и тогда заслуживал бы того, чтобы его имя было вписано отдельной строкой в историю независимой Украины. Однако и помимо этого Геннадий Йосипович имеет немало иных заслуг перед Отечеством, начиная с руководства главным внешнеполитическим ведомством страны, многочисленного представительства Украины в международных организациях и заканчивая лидерством в самом крупном национал-демократическом движении — Народном Рухе Украины. Сегодня Удовенко входит в почетную когорту старейшин отечественного политбомонда и по-прежнему принимает участие в общественной жизни страны
Семидесятитрехлетний Геннадий Удовенко на днях отметил свой очередной день рождения. На фуршет на Десятинную, где, кстати, Геннадий Йосипович проживет в одном доме с Президентом Украины, по старой памяти собралось немало представителей отечественного и зарубежного истеблишмента. Что совершенно понятно: Геннадий Йосипович, несмотря на то, что находится в закатных лучах славы, сохраняет имидж опытного политика и дипломата.
В силу своих заслуг на международной арене и личных качеств он уважаем даже в среде идеологических оппонентов. В Украине Удовенко знают как последовательного поборника интересов страны и ее движения в сторону евро-атлантической интеграции. Пожалуй, одной из наиболее важных составляющих образа Геннадия Йосиповича является то, что его проукраинская позиция не менялась ни в годы советской диктатуры, ни во времена провозглашения государственной самостоятельности.
Либерально-демократические ценности Геннадий Удовенко впитал в себя в период многолетней службы в разных структурах ООН. В этой международной организации он сумел стать популярной личностью и заслужить уважение не только коллег по дипломатической работе, но и многих руководящих деятелей зарубежных государств.
Пережив опалу и забвение, новые возвращения и взлеты, в начале 90-х Удовенко присоединяется к возглавляемому Вячеславом Черноволом Народному Руху Украины. В этот период он впервые в своей, по сути, закончившейся карьере оказывается в лагере оппозиционеров. Тогда власть, нейтрализуя гражданскую активность опытного политика, предоставляет ему еще один шанс, назначая министром иностранных дел страны.
В министерском кресле Геннадий Йосипович поневоле занимает более конформистскую позицию по отношению к действующей власти. Одновременно он проводит политику позиционирования Украины как самостоятельного государства, не довольствующегося ролью "санитарного кордона" между Европой и Россией.
И все же вершины своей карьеры Удовенко достигает за пределами страны. В 1997 году его, министра иностранных дел Украины, избирают президентом Генеральной ассамблеи ООН. Событие сие в истории самой Украины, впрочем, в пылу очередных этапов борьбы за власть, осталось фактом малозамеченным.
Завершив на столь высоком аккорде международную карьеру, Г. Удовенко в 1998 году по списку Руха проходит в парламент и оставляет МИД. Вместе с тем его авторитет в национал-патриотическом движении оказывается настолько высок, что после гибели В. Черновола именно ему, не члену партии предлагают возглавить НРУ. После раскола Руха мощный авторитет Удовенко, его способность к компромиссу и принятию взвешенных решений сыграли решающую роль в сохранении сложившегося модус-вивенди между двумя руховскими ветвями.
Сегодня Геннадий Удовенко — один из немногих чтимых и высокоуважаемых "динозавров" уходящей эпохи. Он по-прежнему в гуще общественной жизни. Его, как и ранее, помнят и ценят в кругах международной общественности, зазывают на светские рауты и приемы, приглашают послы и дипломатические миссии зарубежных государств. Авторитетом Удовенко не преминула воспользоваться и фракция "Нашей Украины" в парламенте, используя его в почетной роли мудрого старца. Тем временем, освободившись от своих обязательств перед правящим режимом, Геннадий Йосипович позволяет себе все более открыто заявлять о своем несогласии с официальной точкой зрения власти.
Удовенко Геннадий Йосипович
Народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений
Родился в 1931 году в г. Кривой Рог.
Семья
Отец — горный инженер. Мать — домохозяйка. Жена — биолог-растениевод, пенсионерка. Дочь — искусствовед, замужем за дипломатом, не работает.
Образование
Факультет международных отношений Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (1954 г.), историк-международник. Владеет английским, французским, польским языками. Почетный доктор Бриджпортского университета (1997 г., США), Украинского свободного университета в Мюнхене (1997 г.). Награжден Почетным знаком отличия Президента Украины (1995 г.), орденом Князя Ярослава Мудрого V ст. (1998 г.).
Карьера
1954 — 1955 гг. — секретарь коллегии Министерства промышленности и строительных материалов УССР. 1955 — 1958 гг. — председатель колхоза в Сквирском р-не Киевской обл. 1959 — 1965 гг. — первый секретарь, советник отдела международных экономических организаций МИД УССР.
1965 — 1971 гг. — работник секретариата Отделения ООН в Женеве. 1971 — 1977 гг. — член коллегии, начальник отдела международных экономических организаций МИД УССР. 1977 — 1980 гг. — директор Управления Д-2 в Секретариате ООН, Нью-Йорк. 1980 — 1985 гг. — заместитель министра МИД УССР. 1985 — 1992 гг. — постоянный представитель Украины в ООН, Нью-Йорк. 1992 — 1994 гг. — посол Украины в Польше. 1994 — 1998 гг. — министр иностранных дел Украины. 1997 — 1998 гг. — президент 52-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. 1998 — 2004 гг. — народный депутат Украины 3-го и 4-го созывов. Председатель Комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. С 1999 по 2003 год возглавлял НРУ.
Человеческие ценности
Смысл жизни
Об образовании
Мой отец и вся родня закончили Криворожский горнорудный институт. Я —единственный из нашей семьи, кто не пошел по стопам отца. Вначале хотел поступать в МГИМО, послал запрос, чтобы выслали условия конкурса. Мне отказали, сообщив, что для поступления в этот ВУЗ нужна хорошая подготовка и отсутствие бытовых и материальных проблем. Это был 1949 год. Тогда я поступил на факультет международных отношений Киевского университета. Отец был очень недоволен моим выбором. Но я был очень самостоятельным.
О первых деньгах
Наш факультет был элитный, мы получали стипендию не 220 рублей, как все, а 295. Я, как отличник, получал на 25% больше. Но мне этого было мало. Старшие сокурсники, прошедшие войну, устроились работать ночными секретарями в Министерство промышленности и строительных материалов. Когда должность освободилась, я пошел туда работать. Получал дополнительно еще 550 руб.
О карьере
За 40 лет в дипломатии прошел путь от первого секретаря МИДа до министра иностранных дел Украины и президента 52-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Я — единственный, кто за почти 60-летнюю историю этой организации был избран на такую должность от Советского Союза и впоследствии — СНГ.
О работе в ООН
В ООН меня называли мистер Chіefman, потому что я все время где-то председательствовал. В 1985 году был председателем Совета Безопасности ООН. Потом дважды, когда Украину избирали членом Экономического и Социального Совета ООН, был вице-президентом этого Совета. Я был очень популярным человеком в ООН. Зарплата в ООН составляла приблизительно $5 тыс., но нам выдавали где-то по тысяче — тысяче двести долларов, плюс оплата квартиры. Конечно, это — кабальная система. Конечно, это — нарушение прав. Но такова была система.
О семье
В работе советского дипломата было очень много ограничений. Нельзя было, например, в загранкомандировку брать с собой детей. Когда поехал в первую длительную командировку на шесть лет, дочь закончила четвертый класс. Летом с огромным трудом ей разрешили на каникулы приехать к нам в Женеву. Для этого потребовалось решение комиссии ЦК КПСС. Дочь воспитывала бабушка, и я всегда чувствую неудовлетворенность от того, что ей недоставало родительской ласки.
Стиль жизни
Уровень доходов
В моей декларации за 2003 год указан доход: 31 тыс. грн. — зарплата, и 13 тыс. грн. — за лекторскую работу.
Недвижимость
Есть трехкомнатная государственная неприватизированная квартира на ул. Десятинной, которую получил как министр иностранных дел Украины. Государственная дача — двухкомнатная квартира в трехэтажном здании в Конче-Заспе.
Автомобиль
Служебная "Шкода".
Часы
Недорогие, но точные — Seiko.
Стиль одежды
Я сорок лет на дипломатической службе, и в течение всего этого времени традиционным стилем одежды дипломата были свежая белая рубашка и обязательно начищенные туфли. В зависимости от времени дня на тебе должен быть или светлый, или темный костюм. Стиль дипломата несколько консервативен.
Кухня
Вообще, я в еде неприхотлив. В ООН меня называли Whiskyman, потому что мой любимый напиток — виски. В качестве аперитива — красное, белое вино.
Отпуск
С 1991 по 2000 год — первые десять лет независимости Украины — в отпуск не ходил. Последние три года отдыхал в Варне. В этом году еду в Крым.
Досуг
Мы с супругой любим искусство. Часто бываем в оперном театре, нередко получаю приглашение посетить выставку. Когда прогуливаюсь по Андреевскому спуску, меня приглашают зайти собственники галерей.
Хобби
Когда в 1965 году приехал работать в Женеву, сразу спросили, какое у меня хобби. Какое могло быть хобби в советское время? Пришлось придумать. С тех пор собираю тарелки тех стран и городов, где побывал. Сейчас ими завешан весь балкон. Увлекаюсь книгами по искусству, собираю художественные альбомы.
Спорт
По натуре всегда был спортивным. В молодости бегал шесть дней в неделю по 8 км. Сейчас занятия спортом ограничиваются ходьбой. Каждое утро "проезжаю" на велотренажере 5 км.
Политические взгляды
После того как меня отозвали из ООН, мне предложили работу советника в министерстве, но я отказался. Поскольку был уже пенсионного возраста, мне назначили пенсию — 30 — 40 руб. по тем временам. Так я закончил свою 30-летнюю дипломатическую карьеру. Тогда и ушел в политику. Начал ходить на митинги, выступать. В результате меня пригласили в МИД и, предложив поубавить активность, сказали, что меня еще не совсем списали. Мир знает два экономических чуда: немецкое и японское. Скоро заговорят о третьем — украинском. Если наши показатели роста: 11%-ное увеличение ВВП за пять месяцев текущего года, 30%-ное возрастание объемов жилищного строительства, 18%-ный рост промышленности — не фальсификация, то это действительно путь к экономическому чуду. Но для того, чтобы оно свершилось, нужна смена поколений. К власти должны прийти люди, у которых мозги не засорены коммунистической идеологией.
Идет очень активная экспансия российского капитала в Украину. Когда превалирует экономическая зависимость от одной страны, это порождает политическую экспансию и в дальнейшем потерю независимости. Тузла — наиболее характерный пример попадания Украины в такую зависимость. И, конечно, ЕЭП. Это миф, который нам пытаются навязать, это диктат России. Я — активный сторонник всестороннего российско-украинского торгового сотрудничества, но столь же активный противник российского неоимпериализма.
Могу сказать, что был способен противодействовать давлению Е. Примакова по всем вопросам отношений Украины с Россией. Активно противостоял великодержавному российскому шовинизму. В конце концов, Примаков признал, что надо перестраивать менталитет политической элиты России, надо, чтобы она осознала, что Украина — независимое государство. Считаю это своей заслугой.
Позиция
Начал пересматривать свои атеистические взгляды, когда стал работать в США. Мероприятия, которые проводила украинская диаспора, как правило, проходили в церкви. Постепенно мы супругой также стали посещать церковь, в основном на праздники. Сейчас я уже верующий человек. Признаю украинскую автокефальную независимую церковь Киевского патриархата.
Не согласен с президентской позицией, когда резолюция Совета Европы по "мукачевскому вопросу" называется вмешательством во внутренние дела Украины. Это советский синдром. В вопросах, связанных с правами человека, не должно быть границ. Если правительство Украины может, пусть даст свой аргументированный ответ. Помню, когда арестовали известных писателей Даниеля и Синявского, критиковавших советскую власть, и дали им по семь лет, мои коллеги в ООН высказывали мне протест по этому поводу. Мне было очень больно. Ведь главное противоречие этого тоталитарного режима состояло в том, что людей судили не за их действия, а за их мысли.
С 1965 по 1971 год работал в Женеве в Управлении кадров штаб-квартиры ООН. Это была уникальная работа — я отвечал за набор экспертов ООН в своем регионе: Украине, Белоруссии, Польше, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии. Был очень хорошо знаком с президентом Финляндии Марти Ахтисаари. Часто выпивали с ним по чарке, ходили в сауну.