Доверительные отношения

Ник Пиацца, генеральный директор ИК BG Capital, о том, что сейчас думают инвесторы об Украине и чувствуют ли они себя обманутыми вкладчиками

рынки капитала постепенно оживают после продолжительного кризиса. Позитивный сигнал для компаний, нуждающихся в заемных средствах. Подобный источник финансирования интересует как корпоративный, так и государственный сектор. В числе последних — Грузия и Украина. Оба государства практически в одно время вышли на рынки заимствований, чтобы прощупать почву для размещения собственных евробондов. Впрочем, отдельно каждая история иллюстрирует характер и специфику отношений государства с инвесторами. С этого места подробнее.

15 июля текущего года Грузинская железная дорога, находящаяся в госсобственности, разместила еврооблигаций на сумму $250 млн. сроком на пять лет. Размещению традиционно предшествовало продолжительное road show в Швейцарии, Германии и Великобритании. По итогам поездки правительство Грузии во главе с премьер-министром Николозом Гилаури получило позитивные отклики со стороны потенциальных инвесторов, а сами еврооблигации были размещены американскими инвестиционными банками Bank of America-Merrill Lynch и JPMorgan с годовой процентной ставкой 9,88%. Впрочем, данный уровень доходности оказался выше ожиданий экономистов. По неофициальной информации, власти страны рассчитывали получить ставку в диапазоне 9-9,5%. Тем не менее грузинское правительство решилось пойти на уступки и евробонды были размещены. Таким образом, проявив гибкость, власти страны прибавили себе несколько дополнительных баллов на мировых рынках, в своем роде непубличном рейтинге инвестиционной и бизнес-привлекательности.

Несколькими днями позже попытку выйти на рынок капитала предприняли и украинские власти. Road show суверенных украинских еврооблигаций на сумму в $2 млрд. стартовало в начале июля. По результатам встреч представители власти не скупились на заявления по поводу хороших откликов со стороны инвестиционных фондов. В Минфине не обманули — отзывы по результатам road show действительно были позитивными. Именно это побудило часть инвесторов выйти из других бумаг, тем самым аккумулировав сумму, необходимую для приобретения украинских суверенных евробондов. Однако 16 июля их планам о новых капиталовложениях суждено было распасться как карточному домику: правительство публично заявило об отказе размещать еврооблигации, дав задний ход. "Украина благодарна инвесторам за интерес к ее road show и продуктивные встречи с инвесторами", — сухо отрезали в официальном заявлении Минфина. По неофициальной информации, поводом для такого решения послужило несогласие украинской стороны с предлагаемым уровнем доходности выше 8% годовых (на момент road show такой была процентная ставка 17-летних еврооблигаций Украины, выпущенных в 2007 году). Официально в правительстве заявили о наличии других источников покрытия бюджетного разрыва, поэтому необходимости в привлечении дорогого кредитного ресурса больше нет. Но иностранные инвесторы расценили это заявление иначе. После появления новости об отказе украинского Минфина размещать евробонды котировки украинских еврооблигаций подскочили на 1-1,5%, а их доходность снизилась до 5,5-7,5%. Заслуга украинских властей? Нет, скорее наоборот. Сформировавшийся за время road show спрос на украинские суверенные евробонды не был удовлетворен, что вынудило инвесторов направить полученные от продажи бумаг средства в акции других украинских компаний.

Что сейчас думают инвесторы об Украине? Чувствуют ли они себя обманутыми вкладчиками? Вероятно, нет. Впрочем, одно им ясно точно: украинское правительство планировало любой ценой выйти на рынки капитала, чтобы привлечь быстрые деньги. Напротив, долгосрочная программа сотрудничества с инвестиционными фондами мало интересовала власть.

Точка в этой истории, скорее всего, не поставлена. Украинские аналитики в один голос заявляют: законом о государственном бюджете на 2010 год предусмотрены поступления от выпуска евробондов в размере $1,3 млрд. для покрытия финансового разрыва в государственной копилке. Найти альтернативные источники финансирования будет сложно, поэтому Минфину придется еще раз в этом году вернуться на рынки капитала, вероятно, уже осенью. Правда, в таком случае Кабмину не стоит рассчитывать на радушный прием инвесторов, как это было в июле. Часть доверия уже потеряна.