Более 30 лет назад термин CIO — Chief Information Officer (по аналогии с СЕО) — был впервые употреблен публично. Еще тогда, до начала эпохи Windows и Office, когда для общения с компьютером было необходимо владеть языком программирования, а мир еще не знал слов "интернет" и "смартфон", уже стало понятно, что IT-директор — это не главный ботаник в компании, а человек, влияющий на бизнес. По мере того как технологии проникали в процессы управления бизнесом, IT-директору приходилось все чаще одевать строгий корпоративный костюм и свыкаться с ролью топ-менеджера: принимать критичные для бизнеса решения.
Чтобы создать эффективную стратегию, IT-директор должен задаться тремя основными вопросами.
1. Как уменьшить время, которое я трачу на поддержание существующих систем?
Статистика показывает, что 2/3 бюджета и времени IT-департамента уходит на обслуживание и поддержку инфраструктуры и сервисов, которые уже есть. А новые вопросы возникают постоянно. Что делать, если сотрудник приносит на работу свой личный ноутбук или смартфон? Как защититься от новых вирусов и других угроз? Как справиться с возрастающим потоком трафика, когда сотрудники пересылают тяжелые мультимедийные документы? Это не оставляет достаточного количества времени и средств на инновационные процессы. Поэтому первоочередная задача — стандартизировать инфраструктуру и обеспечить ее гибкость и масштабируемость. Например, СевГОК смог сократить количество IT-персонала с 1000 до 150 человек за счет стандартизации IT-инфраструктуры и внедрения средств управления. А компания "Суматра-ЛТД" (магазины "Космо") экономит более 300 часов работы IT-персонала в год.
2. Как IT могут экономить средства компании?
IT до сих пор воспринимается как статья затрат. В то же время с помощью технологий можно существенно сэкономить на таких пунктах, как телефонная связь и командировки или энергопотребление. Например, международная фармацевтическая корпорация GlaxoSmithKline снизила свои операционные издержки на 30%, перейдя на "облачные" сервисы Microsoft. А в Украине компания ДТЭК сократила общую стоимость владения IT-инфраструктурой на 32%.
3. Как IT могут создать конкурентные преимущества для компании?
От создания эффективной системы бизнес-аналитики до средств совместной работы IT могут помочь компании принимать решение быстро и на основании исчерпывающих корректных данных. Отличный пример в Украине — группа компаний "Фоззи", которая в режиме реального времени отслеживает покупки и наличие товара в магазинах и может эффективно поставлять даже скоропортящиеся товары, избегая дефицита или избытка товара на складе. А с приходом "облачных" вычислений компании могут создавать совершенно новые бизнес-модели.
Чтобы создавать добавленную стоимость для бизнеса на этом уровне, IT-директор должен глубоко понимать особенности отрасли, конкурентов и тенденции. А еще — постоянно смотреть в будущее и предугадывать, как оно касается будущего самой компании.