Газетный аксессуар

Новость о том, что известный медиамагнат Руперт Мердок покупает одно из самых старых и известных изданий мира — газету Wall Street Journal — за $5 млрд., стала поводом для новых дискуссий о будущем деловых СМИ. Мердок с его прозорливостью к прибыльным нап

Новость о том, что известный медиамагнат Руперт Мердок покупает одно из самых старых и известных изданий мира — газету Wall Street Journal — за $5 млрд., стала поводом для новых дискуссий о будущем деловых СМИ. Мердок с его прозорливостью к прибыльным направлениям в медиабизнесе этой сделкой ошеломил всех. Издание даже таких газет, как WSJ и Financial Times, — далеко не самый простой и, главное, прибыльный бизнес. Например, британская Financial Times до последнего времени лет 5 оставалась убыточной, а чтобы окупить свои инвестиции за счет прибыли Dow Jones, Мердоку понадобится лет эдак 50.


Редакторы газет и журналов чаще говорят о конкуренции со стороны Интернета и придумывают все более изощренные способы привлечения читателя. Одни верят в то, что Мердок действительно хочет выиграть за счет использования огромного потенциала Dow Jones в других проектах, другие говорят о том, что старик просто решил достойно завершить карьеру, купив самый главный бриллиант в свою медиакорону.

"Влияние" — главный фактор, почему малоприбыльные медиа со всеми профсоюзами, раздутыми бюджетами и журналистами-звездами интересуют Мердока, чьи основные деньги зарабатываются на спутниковом телевидении и интернет-проектах. Огромные деньги, заплаченные за WSJ (премия к капитализации превысила 50%), позволят новому собственнику получить еще больше влияния на сильных мира сего. Истории о том, как бывший и нынешний британские премьеры приглашали 76-летнего собственника медиаимперии на вечерний чай, очень льстили его самолюбию. Справедливости ради следует заметить, что после этого в Times не было меньше критики в адрес премьера и таблоиды Sun не переставали копаться в личной жизни министров.

Покупка или создание газеты как способ достичь более высокого уровня в местном истеблишменте — обычная практика и для украинских бизнесменов и политиков. Но в отличие от Мердока похвалиться нашим "непрофильным" инвесторам в медиа пока что нечем. Парадокс, но почти все из нескольких десятков подобных проектов заканчивались провалом. Ни количество денег, ни громкие имена не позволили создать что-либо стоящее на газетном и журнальном рынке. Успешными и прибыльными, напротив, становились издания, созданные по большому счету журналистами на голом энтузиазме. Но эти уроки пока остаются не выученными — и с новой избирательной кампанией мы наблюдаем новую волну журналов и газет. Если раньше это были общеполитические и региональные газеты, позже — деловые издания, то сейчас интересы переключились на журналы.

Возможно, со временем бизнесмены начнут покупать и своих более успешных конкурентов — этот путь уже проходит Россия, и не только. Так, бум вокруг деловых медиа продолжается, привлекая в отрасль все более экстравагантных покупателей — в конце июля стало известно, что новым собственником ведущей французской деловой газеты Les Echos станет мировой концерн-производитель товаров роскоши LVMH (Louis Vuitton Moet Hennesy). Возможно, продавцы модных брендов действительно смогут провести такой же переворот в отрасли, как и Чарльз Доу, и Эдвард Джонс, основавшие более 100 лет назад старейшую деловую газету мира...