Глобальная повестка дня

Дэвид Кэмерон, британский премьер-министр, уверен, что глобальные проблемы человечества должны решаться у их истоков

лет назад в журнале "Мир в 2001" был сделан важный прогноз: глобализация изменит наш мир к лучшему. Прогноз оказался верным. Мировое сообщество с оптимизмом смотрит в наступающее десятилетие. И тому есть целый ряд причин: бурный экономический рост Индии и Китая, успешная борьба с бедностью в развивающихся странах, технологии, которые помогают даже в борьбе за права человека.

Будет правильно напомнить самим себе об этом позитивном фоне, несмотря на угрозу терроризма и экономический кризис, которые для многих определили первое десятилетие XXI века. Я не верю, что сейчас время считать себя проигравшими. С другой стороны, я отдаю себе отчет во всех сложностях, с которыми мы столкнулись в настоящее время.

2011-й станет годом испытаний, и мировые лидеры должны действовать. Мы знаем, что нам предстоит: обеспечить экономический рост, достичь успеха в Афганистане, продвинуться в мирных переговорах на Ближнем Востоке, заставить Иран поменять свой курс, вернуться к решению глобальных климатических проблем. Но возникает вопрос: какие есть решения этих проблем? Для этого надо обратиться к их истокам.

Обратимся к первопричине

2011 год станет решающим для Афганистана. Мировое сообщество должно быть уверено в том, что страна способна обеспечить свою безопасность, иначе, если Аль-Каида оживет, под угрозой окажется наша безопасность. Но решение проблемы связано не только с военными аспектами. В преддверии 10-й годовщины ужасных событий 11 сентября встает вопрос: как поддержать Афганистан в политических процессах, как положить конец коррупции и беспорядкам и как примирить членов Талибана c обществом Афганистана? Для завершения этой войны понадобится сильная политическая воля, а не только оружие.

На Ближнем Востоке все решает именно политическая воля. В 2011 году, я надеюсь, у Беньямина Нетаньяху (Binyamin Netanyahu) хватит мужества и проницательности, чтобы отстоять долгосрочные интересы Израиля. Я также надеюсь, что президент Махмуд Аббас (Mahmoud Abbas) выберет курс, который принесет палестинцам то, чего они очень хотят и заслуживают, а именно — свое государство. Идеального решения, к сожалению, не существует. На уступки должны будут пойти обе стороны.

Что касается Ирана, то тут проблема заключается в том, чтобы убедить иранское правительство изменить направление развития своей ядерной программы. Но проблема в том, что в Иране считают, что ядерное оружием сделает их государство более могущественным. В действительности все с точностью да наоборот: если Иран сохранит свой прежний курс, он станет еще более изолированным и обособленным. В 2011 году эта страна может стать наибольшей потенциальной угрозой для безопасности в мире, что принесет ее народу только страдания.

Что касается климатических изменений, то перед нами стоит вопрос: насколько экстремальными станут погодные условия? Наводнения в Пакистане — это только цветочки. В то же время существует возможность снижения выбросов в атмосферу. Причина, по которой саммит в Копенгагене в 2009 году не принес пользы, была в недостатке политической воли для принятия необходимых решений и поиска компромиссов.

Это вызовы, с которыми сталкиваются политические лидеры. Существует опасность, что все будет делаться для галочки, политики продолжат "порхать" с саммита на саммит, обсуждая вопросы и не обращая внимания на истоки проблем. Но если мы обратимся к первопричинам, мы сможем найти решение для каждой. С сильными, готовыми брать на себя риск лидерами и их смелыми решениями в 2011 году мы снова докажем, что надежда, о которой упоминалось в "Мире в 2001", не потеряна.


Этот материал был опубликован в совместном проекте Инвестгазеты и The Economist "Мир в 2011"