Комплексный подход

Инвестиции в комплексные автозаправки: дорогое удовольствие для поддержки имиджа или гонка за прибылью.

Инвестиции в комплексные автозаправки: дорогое удовольствие для поддержки имиджа или гонка за прибылью.

Первый "комплексный подход" к обслуживанию на бензоколонках жителям бывшего СССР когда-то ярко продемонстрировала Надежда Румянцева в кинофильме "Королева бензоколонки". Подъехала на роликах к автомобилю, заправила, еще и повеселила водителя — вот и весь сервис.

В наше время автозаправщики тоже изо всех сил стараются предоставить широкий спектр услуг на своих АЗС. Теперь это не просто бензоколонка, а целый комплекс, в котором по желанию можно приобрести необходимые товары, перекусить, воспользоваться мойкой и прочими услугами.

Впрочем, операторы рынка пошли еще дальше, предложив украинскому водителю автозаправку премиум-класса. На прошлой неделе компания "ТНК-ВР" объявила об открытии первого в Украине многофункционального автозаправочного комплекса ВР. Это первая в нашей стране заправка дорогого сегмента. До 2010 года компания расширит сеть до четырнадцати заправок, инвестировав в нее около $35 млн. Этим самым "ТНК-BP" заполнит нишу отечественного рынка, куда "не ступала нога" пока еще ни одного игрока.

Насколько же оправдано открытие комплексных автозаправок и найдутся ли постоянные клиенты у заправок премиум-сегмента?

Бензиновые гонки Нарастающий с каждым годом интерес к украинскому рынку розничной торговли топливом новых игроков с мировым именем заставляет присутствующих операторов смещать акценты в своей работе.

Сначала на автозаправках открываются мойки, шиномонтаж, затем строятся мини-маркеты. Также очень выгодно, по словам участников рынка, открывать на АЗС кафе. Таким образом операторы завоевывают лояльность клиента не только за счет качества топлива, но и за счет более широкого спектра услуг. Однако круглосуточными магазинами и кафе на заправках сегодня уже мало кого удивишь. Ими обеспечивают свои АЗС большинство представленных на топливном рынке Украины игроков (WOG, "КЛО" и др.).

К примеру, заправки BP будут оснащены бесплатным беспроводным доступом в интернет, известными по всему миру кафе Wild Bean Cafe, бутиками премиального алкоголя и т. п.

Кроме ВР, в премиум-классе в мире работают и другие компании, к примеру, "Лукойл" и Shell. Однако в Украине они предоставляют пока более узкий спектр услуг, который к дорогому сегменту отнести сложно.

Впрочем, участники рынка высказывают мнение о том, что для того чтобы предоставлять услуги премиум-класса, необходим прежде всего постоянный источник качественных нефте-продуктов, а он пока отсутствует. К тому же спрос на такие автозаправки невелик: пятнадцать-двадцать, и то в столице да в паре-тройке крупных городов Украины.

Цена вопроса Открыть многофункциональную заправку — удовольствие не из дешевых. По словам участников рынка, ее стоимость в столичном регионе колеблется от $1,5 до $5 млн. Однако инвестиции в перспективе оправдывают себя: продажи мини-магазина или кафе на территории АЗС нередко составляют четверть оборота всей заправочной станции.

Это подтверждают и представители компании "ТНК-ВР". Исполнительный вице-президент по переработке и сбыту ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" Энтони Консидайн сообщил, что, к примеру, в Москве продажи на заправках распределяются следующим образом: 75% составляет топливо, 25% — сервисное обслуживание. К тому же он уточнил, что автозаправки премиум-класса намного доходнее, чем стандартные. Процентов так на семьдесят.

Сегодня топливный рынок оценивается примерно в $20 млрд. По словам экспертов, уже в ближайшем будущем обороты "автозаправщиков" могут значительно увеличиться, в результате чего вырастет и рынок. В таком случае, если операторы доведут оборот сервисного обслуживания хотя бы до 15%, его можно смело оценивать в $3 млрд.