Мобильные амбиции

Смогут ли мобильные телефоны днепропетровского производителя Rainford найти своего покупателя.

Смогут ли мобильные телефоны днепропетровского производителя Rainford найти своего покупателя.

Озадачить продавца в магазине мобильной связи легко — достаточно поинтересоваться наличием мобильного телефона отечественного производства. Ответ предсказуем: когда же это Украина начала производить собственные телефоны?

О первом мобильном телефоне отечественного производства заговорили еще зимой 2004 года. Тогда разработчики — научно-исследовательские институты Минпромполитики, Министерства науки и образования и Национальной академии наук — представили на суд общественности аппарат стоимостью 150-200 грн., собранный из американских и японских деталей с украинским программным обеспечением, без дисплея и размером с видеокассету VHS. Однако эксперимент не удался — спроса на украинские мобильные аппараты не было. Скорее, целью отечественных разработчиков было показать свои возможности в этом "тонком" деле.

Made in Dnepropetrovsk

Осенью за производство телефонов взялась днепропетровская торгово-промышленная группа Rainford. Телефоны Rainford с технологической точки зрения выглядят современнее. Аппараты, сборка которых будет осуществляться в Украине, правда, из привозных деталей, представлены в трех модификациях: эконом- и бизнес-моделях. Причем все три модели уже можно найти в продаже. В то же время реализовываться они будут пока лишь через собственную сеть группы Rainford.

Ведущий эксперт по маркетингу компании Rainford Андрей Объедков объяснил это тем, что на данном этапе речь идет об экспериментальной (маркетинговой) партии телефонов, с помощью которых компания еще только "прощупывает" рынок. Зато в дальнейшем, как и остальная продукция, мобильные телефоны будут продаваться и через собственную сеть, и через другие каналы розницы.

Как на новинку отреагирует потребитель, не берутся прогнозировать даже в самой компании. Основную ставку делают на доступность телефонов под ТМ Rainford. Например, самая дорогая, "топовая" модель — "RM-363D" — обойдется ее владельцу в около $200. Телефон имеет 3-мегапиксельную камеру, Bluetooth, ТВ-вход, T-Flash, а также поддерживает форматы MP3/ MP4(MPEG4). "Компания предполагает, что рационально мыслящий потребитель обратит свое внимание на мобильный телефон, имеющий все современные "навороты" (которые имеют топ-модели привычных брендов стоимостью в полтора-два раза больше), за 1000 грн. Если существуют и продаются отечественные телевизоры, то почему не будут продаваться мобильные телефоны?" — задается вопросом Андрей Объедков.

Caveat emptor

Участники рынка мобильных телефонов не разделяют оптимизма представителей компании Rainford. Причин для этого немало: устоявшиеся вкусы потребителей, их недоверие национальному производителю, "нераскрученнось" бренда и всегда соответствующее качество товара. В свою очередь, ритейлеры предпочитают работать с уже известными и сильными марками.

"Лидерами продаж остаются Nokia, Samsung, Sony Ericsson с долями рынка 35, 34 и 16% соответственно, да и другие известные и успешные бренды вряд ли уступят место неизвестному Rainford", — рассуждает Алексей Семенко, директор по продажам национальной сети мобильной связи "Мобилочка". Не способствует большой популярности телефонов Rainford и сама ситуация на рынке, которая свидетельствует о том, что украинцы стали покупать меньше телефонных аппаратов, при этом предпочитают мобильники подороже.

Например, по данным "Евросети", в третьем квартале 2007 года на украинском рынке розничных продаж мобильных телефонов было продано 2,64 млн. аппаратов на сумму более полмиллиарда долларов в розничных ценах. Это на 11,7% меньше количества продаж мобильных телефонов в третьем квартале прошлого года. При этом средняя цена аппарата, проданного в рознице в третьем квартале 2007 года, составила $192, что на 8% выше средней стоимости телефона, проданного в третьем квартале 2006 года.

Но основной барьер, который Rainford придется преодолеть на пути к завоеванию рынка — это отнюдь не устойчивые позиции конкурентов. Это недоверие украинских потребителей в вопросе годности мобильных телефонов украинского производства в потребление. Так что главное, что придется сделать компании, так это "перевернуть" сознание потенциальных покупателей. Правда, в самой компании не согласны с таким положением вещей и верят в "своего" клиента.

Какую именно нишу займут отечественные мобильные телефоны и смогут ли они хоть немного потеснить известные бренды — не знает, пожалуй, никто. Как нам объяснили в самой компании, говорить об этом пока рано. Как, собственно, и о стратегии продвижения товара на рынок. Остается только ожидать отзывов обладателей мобильных телефонов Rainford.