Возрастные болезни украинского фондового рынка, не позволявшие ему стать полноценной европейской площадкой, в 2011-м году еще более усугубились. Сегодня очень велики риски того, что "пациент" просто не сможет перенести очередного обострения своих недугов. Без проведения срочных реанимационных мероприятий его ожидает если не преждевременная кончина, то жалкое существование в статусе недееспособного инвалида.
Историю болезни рынка, пожалуй, можно уместить на нескольких страницах. Сначала у него наблюдались явные симптомы замедленного развития: до 2004 года экономика страны росла бурными темпами, но инвесторы не спешили вкладывать в украинские акции из-за политических рисков. После известных событий на Майдане Незалежности, казалось, украинские фондовики быстро наверстают упущенное: биржевой индекс уверенно пошел вверх…
Но эйфория длилась недолго. Кризис опалил внезапно выросшие за спиной крылья, и неопытный "Икар" рухнул на землю. Подняться, в отличие от старших собратьев в Восточной Европе, ему не удалось. Институциональные инвесторы попытались было влить в украинский фондовый рынок новую кровь (читай — капиталовложения), но большинство из них заработали на этом, пожалуй, только головную боль.
Недавнее исследование нашей компании подтверждает: отчаявшись, сегодня крупные биржевые игроки бегут с тонущего корабля. Выведение инвесторами своих средств с отечественного рынка привело к тому, что в июле-августе средний дневной объем торгов на Украинской бирже составлял ничтожную сумму — около $3 млн., что примерно в три раза меньше показателя начала 2011 года. С такими раскладами компаниям с мировым именем не окупить даже телефонных переговоров!
Последним пристанищем инвесторов, пока еще лелеющих надежды на улучшение ситуации, сегодня остается всего-навсего около десятка наиболее ликвидных бумаг. На данный момент эти акции аккумулируют около 90% всего торгового оборота Украинской биржи, в то время как до кризиса эта цифра не превышала и 50%. По нашим прогнозам, список наиболее благополучных эмитентов будет сокращаться и в дальнейшем — уже в следующем году их можно будет сосчитать по пальцам одной руки.
Такое развитие событий по душе, похоже, разве что мелким игрокам — интернет-трейдерам. В первом полугодии 2011-го на их долю пришлось около 57% всего объема торгов на Украинской бирже. Зачастую не имея глубоких познаний в тонкостях фондового рынка, они постепенно превращают главную торговую площадку страны в банальное казино (кстати, запрещены пару лет назад украинскими властями), где заработок зависит от одной лишь фортуны.
Могла ли украинский фондовый рынок ожидать иная участь? Безусловно. Достаточно лишь взглянуть на другие развивающиеся рынки (Восточная Европа, Африка, Латинская Америка), сумевшие преодолеть лихие кризисные времена. И не стоит строить иллюзий, что выздоровление произошло каким-то чудесным образом без серьезных усилий со стороны государственных регулирующих органов и менеджмента фондовых бирж.
Что в Украине — все знают. Не буду останавливаться на том, что за многие годы власти не смогли гарантировать защищенность прав инвесторов и обезопасить бизнес от валютных рисков. И без того не лучшую репутацию украинского фондового рынка подпортили неразумные решения регулятора о приостановке обращения акций предприятий группы "Донецксталь", запрете для институтов совместного инвестирования вкладывать в акции украинских банков… Да мало ли таких примеров!
Фактически своими действиями (а порой — бездействием) украинские власти разрушают отечественный фондовый рынок. Отечественный бизнес уже сейчас в ста процентах случаев выбирает для размещения своих акций зарубежные площадки. В 2011 году количество украинских эмитентов на Варшавской фондовой бирже выросло до десяти, и компании продолжают обращаться за консультациями как о размещениях, так и об инвестировании в этой стране. И, безусловно, это неплохой выбор.
Объяснить, почему наши чиновники не спешат перенимать опыт той же Польши — достаточно сложно. Создается впечатление, что ответственные за происходящее в Украине лица хотят просто дотянуть до апокалипсиса, прогнозируемого кем-то в очередной раз на 2012 год, а там уже будет все равно.