Народный депутат от "Нашей Украины" Михаил Поживанов — фигура пока слабо "засвеченная" в среде украинского политикума. Более известен этот политик в Киеве и Мариуполе. Нынешний интерес к его персоне объясняется не только тем, что в случае удачной раскрутки Поживанова можно рассматривать как вполне реальную кандидатуру на пост главы Киевской горгосадминистрации, но во многом также в связи с некоторыми его характеристиками и поступками из "прошлой жизни"
С Михаилом Поживановым мы встретились в офисе на Круглоуниверситетской, переделанном из его первой киевской квартиры. Антураж из больших расписных пасхальных яиц, выглядывающих из-за монитора компьютера, куклы-"негритосы" в половину человеческого роста, привезенные "пацанами из Африки", аквариумная экзотика и телевизор, во время нашей беседы демонстрирующий дерущегося в парламенте (отстаивающего законы по ВТО) Поживанова, как нельзя лучше характеризует живой и непосредственный характер этого нардепа-руховца. К слову, в кабинете Поживанова нет традиционного портрета президента. Зато есть портрет отца, который для сына был и остался очень дорог.
Михаил Поживанов открыт в общении, не боится не то сказать или не то сделать. У него есть свое мнение и свои принципы. И он умеет их отстаивать.
На комбинат "Азовсталь" молодой металлург, прихватив москвичку-жену, поехал по собственному желанию, поскольку увидел здесь для себя новые и интересные перспективы. Хотя после окончания аспирантуры он имел все шансы остаться в Москве. На меткомбинате он освоил все рабочие специальности и прошел путь от разливщика стали до цехового руководства. После получения практического опыта вернулся в науку, закончил докторантуру, защитил докторскую. Параллельно занимался бизнесом. Основанная им компания "Миал" занималась внедрением на металлургических комбинатах России, Украины, Казахстана и Молдавии научных разработок по снижению затрат на производство стали.
После победы в 1994 году на выборах Поживанов стал мэром Мариуполя. Одновременно он избран народным депутатом. С конца 1996 года у Поживанова началось противостояние с металлургическими королями Донбасса Ринатом Ахметовым и Владимиром Бойко. Войну компроматов поддержала олигархическая донецкая власть, которая навязывала свои правила игры. Желание группировки Щербаня установить тотальный контроль над всей областью натолкнулось на нешуточное сопротивление со стороны мариупольского мэра. Поживанов попал под серьезные криминальные разборки.
Последовала вынужденная эмиграция в Киев. Основав на международные гранты фонд муниципальных реформ "Магдебургское право", практически весь 1998 год Поживанов колесит по стране и читает лекции, занимаясь пропагандой местного самоуправления. В конце 1998 года Вячеслав Черновол рекомендовал молодого политика киевскому мэру Александру Омельченко. После гибели Черновола Поживанова поддерживали руховцы Пинзеник и Удовенко, и в 1999 году экс-мэр Мариуполя стал работать в избирательном штабе Омельченко во время повторных выборов городского головы.
После победы Омельченко он получил должность начальника управления по внешнеэкономическим связям и инвестициям Киевской городской государственной администрации, а в 2002 году стал заместителем председателя КГГА. Постепенно во взглядах Поживанова и Омельченко наметилось расхождение. Тем не менее, во время попытки отставки Омельченко в начале 2004 года только Поживанов встал и публично высказал свое мнение в защиту сильно пошатнувшихся позиций киевского головы. В апреле 2005 после "оранжевой ротации" в парламенте Поживанов вновь становится народным депутатом от блока "Наша Украина".
У депутата от Народного Руха есть редкое качество — он способен на поступок. В политической среде это выглядит скорее нетрадиционно, чем закономерно. Михаил Поживанов умеет сжигать за собой мосты и идти вопреки общепринятому мнению. В парламенте он не раз был замечен в потасовках. Как говорит он сам, "я никогда не дрался — я всегда защищал регламент".
Поживанова называют куратором "от власти" Луганской и Донецкой областей. Недавно ему предложили занять место Луганского губернатора, от которого он однозначно отказался. Сам же Михаил Поживанов более всего желает быть киевским мэром.
Поживанов Михаил Александрович
Народный депутат Украины
Родился в 1960 году в Днепропетровске.
Образование
Окончил Институт стали и сплавов (Москва, 1982 г., инженер-металлург), очную аспирантуру (Москва, 1986 г.) и докторантуру (Днепропетровск, 1994 г.). Доктор технических наук.
Карьера
1982-1986 гг. — обучение в аспирантуре Московского институт стали и сплавов.
1986-1991 гг. — разливщик стали, и. о. помощника начальника кислородно-конвертерного цеха комбината "Азовсталь" (г. Мариуполь Донецкой обл.).
1991-1994 гг. обучение в докторантуре Днепропетровской национальной металлургической академии.
1991-1994 гг. — директор фирмы "Миал" (г. Мариуполь Донецкой обл.).
1994-1998 гг. — городской голова г. Мариуполя (Донецкая обл.).
1994-1998 гг. — народный депутат 2-го созыва.
1998-1999 гг. — глава Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право".
1999-2005 гг. — начальник управления внешнеэкономических связей и инвестиций Киевской горгосадминистрации, заместитель председателя КГГА.
С 2005 г. — народный депутат 4-го созыва.
Лауреат премии им. академика Бардина (металлургия, 1985 г.), премии Ленинского Комсомола в сфере науки и техники (1987 г.).
Автор нескольких книг и более 50 изобретений. Имеет патенты в Германии, США, России.
Член НРУ.
Семья
Супруга Татьяна — работает менеджером в компании.
Сын Александр, 18 лет — студент КИМО.
Сын Валерий, 16 лет — учащийся лицея.
Сын Сергей, 9 лет — учащийся лицея.
Стиль жизни
Доходы
Я совершенно законопослушный человек, и с тех пор как ввели обязательную подачу деклараций, заполняю их. В 2003 году только мой личный доход составил около 12 млн. грн. Все было задекларировано. Это доходы от различных видов деятельности, в том числе научной, проценты от депозитов и доход от продажи недвижимости.
Недвижимость
Квартиры в начале ул. Горького и на ул. Довженко. Дача в Украинке. Дом в Урзуфе на Азовском море. Каждое лето там отдыхают мама или теща с детьми. Есть недвижимость на Круглоуниверситетской, которую перевел в нежилой фонд.
Автомобиль
Сейчас у супруги Mazda Tribute. Я сам езжу на джипе Lexus. А для семейных выездов, чтобы взять с собой не только детей, но и всех бабушек, у нас что-то типа микроавтобуса — минивэн Chrysler.
Часы
Не ношу, хотя дома их лежит много — в основном подарки. Есть и очень дорогие и средние по цене. Не ношу часы даже на отдыхе, поэтому что-то уже передариваю.
Отпуск
Каждые весенние и осенние каникулы с семьей выезжаем на море. Как правило — в Египет, Шарман Шейх либо в ОАЭ. Летом, когда удается, ездим в Турцию или в Крым. Отдаем предпочтение Турции из-за лучшего сервиса и более низких цен. Там отдыхать значительно лучше, чем в наших элитных пансионатах. А зимой — лыжи. Были практически везде — в Швейцарии, Австрии, Словакии. Но так сложилось, что больше всего нравится в Италии.
Кухня
Больше всего нравятся морепродукты. С уважением отношусь к восточной кухне — японской, китайской. Очень люблю средиземноморскую — итальянскую. При этом в восторге от украинской кухни. Под пиво не откажусь от свиной коленки "по-немецки". Пью либо водку, либо виски, либо пиво.
Одежда
К маркам я неравнодушен. Костюм и туфли у меня, например, от Pal Zileri, рубашка — от Stefano Richi, галстук — тоже. Когда не успеваю купить за рубежом, вынужден делать это в Киеве. Но у нас на 30-40% дороже, чем в бутиках где-нибудь в Италии или Германии. Покупки делаю только с супругой — она мне в этом плане большая помощница. В принципе, не отказываюсь посоветоваться и с детьми.
Чтение
Либо что-то легкое из серии детективов, на отдыхе, либо какие-то исторические романы. Серьезной литературе сейчас не уделяю внимание. Читаю научно-техническую литературу. В отличие от многих, до сегодняшнего дня не оставил занятия научной деятельностью. Являюсь ведущим научным сотрудником Физико-технологического института металлов и сплавов. Соавтор нескольких научных тем, печатаюсь, причем, не только в наших, но и в российских изданиях.
Спорт
Все время себя ругаю, но получается только раз в две недели заскочить куда-нибудь в тренажерный зал. Хотя бы раз в неделю стараюсь попасть в сауну под веничек и массажик.
Смысл жизни
О благотворительности
В свое время, в отличие от многих общественных и государственных деятелей, которые строят церкви за бюджетные деньги, за собственные средства построил храм в Мариуполе и передал его городской общине. Счастлив, что в Мариуполе есть храм Святого Михаила. Это единственное, что там осталось моего. Построил памятник митрополиту Игнатию, основателю Мариуполя. По моему прошению Игнатий причислен к лику святых.
О депутатских льготах
Я противник депутатских льгот. Считаю, что наши депутаты не самые бедные люди. Когда мне Регламентный комитет предложил подать документы для получения квартиры или компенсации за нее, категорически отказался. Свою квартиру в Киеве приобретал за собственные деньги. Я направил запрос Владимиру Литвину относительно того, как депутаты пользуются преференциями в соответствии с законом. У меня есть свои данные о том, что даже миллионеры, которые входят в список Wprost, получили компенсацию чуть ли не по $300 тыс.
О бизнесе
Когда стал мэром, счел невозможным сочетать эту деятельность с ведением бизнеса и закрыл все свои компании. По сей день жалею об этом. Сегодня "Миал" могла бы быть одной из серьезнейших структур в Украине в области металлургии. Кадры, которые я собрал, сейчас работают в SCM, ИСД, с приватовским структурами, "Укрподшипником" и т. д. — это те, кого я учил и кому передавал знания. И многие из них в экономическом плане имеют положение выше моего.
О друзьях
С Алексеем Даниловым познакомились еще в 1994 году, когда были мэрами. Мы были избраны еще молодыми пацанами — нам было по 33-34 года. И эту дружбу мы пронесли и сохранили до сегодняшнего дня, несмотря на то, что по-разному складывались обстоятельства, и на то, что находимся в разных политических силах. С середины 90-х годов в очень теплых отношениях с Николаем Томенко — дружим семьями, и наши дети дружат. Причем это именно дружба, а не какой-то прагматизм. Если я с чем-то не согласен, всегда говорю ему. Аналогично выслушиваю в свой адрес. Сейчас мы в разных блоках. И, честно говоря, это тяжело — мы стараемся не обсуждать наши внутренние проблемы.
Об экстриме
Люблю экстрим и острые ощущения. Нравятся водные развлечения — на мотоциклах, на катерах, подниматься над морем на парашютах — так называемый параселинг. Очень люблю различные аттракционы — радуюсь как ребенок. Могу кататься на машинках. Нравится прыгать со стометровой стрелы и зависать на толстой резинке за несколько метров до земли. Первый раз попробовал в Вене — шикарные ощущения.
Взгляды
Считаю что самый большой недостаток киевской власти — ее непрозрачность. И это касается едва ли ни всех сфер деятельности муниципалитета. Прежде всего, это строительство — получение разрешений на землю и на застройку, утверждение генплана развития Киева. И второе — непрозрачность бюджетной политики. Киевляне совершенно не знают, куда тратятся деньги, которые они зарабатывают для города. Все приходят в шок, когда узнают о том, что, например, 52 млн. грн. направлены на поддержку ФК "Арсенал". При этом мы не можем найти 4-5 млн. грн., чтобы сделать внутридворовое освещение или отремонтировать подъезды.
Некоторые коммунальные структуры имеют монопольное право на подряды в Киеве за счет того, что их представители работают замами в Киевгоргосадминистрации. Тендерные условия закладываются только под одну компанию, эти компании на 15 лет вперед обеспечили себя работой, поскольку они могут выигрывать многомиллионные тендеры. Отсюда — неконкурентность, рост цен на услуги и на жилье. И это касается всего городского хозяйства и, в первую очередь, непрозрачности в тарифной политике ЖКХ.
Я говорил Омельченко еще в 1999-2000 годах, что мы должны в год строить как минимум 5-6 хороших отелей, чтобы Киев ежедневно мог принимать до 30-35 тыс. гостей. Тогда будут ехать зарубежные туристы. А каждый из них, приезжая хотя бы на пару дней, оставляет как минимум тысячу долларов. Это будущее Киева, и мы должны создать эти условия. В дальнейшем это приведет к росту в геометрической прогрессии благосостояния киевлян.
В 1998 году некоторые знакомые из администрации говорили мне: "Миша, пойди покайся перед президентом, и никто на тебя больше давить не будет". А я ответил, что мне каяться не в чем. У меня с Кучмой тогда состоялся резкий разговор на большом совещании — Совете по местному самоуправлению. Все критические замечания в адрес верховной власти мэры тогда попросили высказать меня, я выступил перед Кучмой и обобщил все то, что неправильно делалось. Он оборвал меня: "Ты что, пришел сюда учить меня?" И я на совещании, на котором было не меньше 100 руководителей местного и государственного уровня, резко ответил, что если вы в этих вопросах слабо разбираетесь, то кто-то должен вам это объяснить. После чего последовала тирада, и Кучма прогнал меня с трибуны. Но я и по сей день считаю, что был прав. Те проблемы, которые есть в местном самоуправлении, в основе своей были заложены Кучмой.
Меня пригласил премьер-министр и сделал предложение пойти в Луганскую область. Я практически сразу же отказался. Знаю социально-экономические показатели за последние девять месяцев и политическую ситуацию в регионе, и мне было непонятно, за что убрали Данилова. По объемам производства на Луганщине есть рост, а не спад, как в Донбассе, область занимает одно из первых мест по наполнению государственного и местного бюджетов, а также по многим другим показателям, включая инвестиционные обязательства и те госпрограммы, которые Данилов начал делать в регионе. То есть я видел реальную работу. Поэтому морально счел невозможным давать свое согласие на то, чтобы идти работать на Луганщину. Я заявил это и руководителю Секретариата, и в Кабмине.
Позиция
Бойко фактически украл у государства комбинат. Причем украл методом давления на людей. В 1996 году мариупольский горисполком отказался регистрировать ООО "Ильич-Сталь". Мы не сделали это по одной простой причине — потому, что у нас были сотни обращений о грубом давлении на людей. Их заставляли сдавать приватизационные сертификаты в качестве уставного капитала "Ильич-Сталь" и угрожали увольнением. И когда в исполком принесли документы на регистрацию, юридические службы города дали заключение, что мы не можем учреждать это предприятие. Тогда Бойко зарегистрировал предприятие в Тельмановском районе.
Оба — и Бойко, и Ахметов — олигархи, просто один надел маску красного директора.
Главное — максимальное вытягивание прибыли из предприятия, и методы вытягивания у них одинаковы. Я бы даже сказал, что у Ахметова они более цивилизованные. Он создал свою структуру Leman Commodities, которая является главным дилером и забирает всю продукцию завода. Он не делает того, что имеет место у Бойко, когда часть продукции продается по заниженным ценам зятьям или еще кому-то. Ахметов, если ему нужно решить какие-то политические вопросы, просто расплачивается деньгами. Бойко же готов отгрузку металла давать структурам, близким к Соцпартии, чтобы они сами зарабатывали на этом.
В отличие от "Криворожстали", которая в свое время была продана за 800 млн. грн., за комбинат Ильича заплатили 460 млн. грн. При этом оплата была сделана взаимозачетом. С точки зрения приватизации, когда деньги должны были просто поступить в бюджет, это тоже нарушение. То есть за крупнейший металлургический завод заплатили просто бумажками, долговыми обязательствами, с непроверенным возвратом НДС, другими налоговыми обязательствами. При этом был подписан документ о том, что никто друг другу ничего не должен. Все это серьезные нарушения.
Сам Бойко действительно лично может владеть малым пакетом акций. Но все было сделано так, что он представляет интересы всего комбината от лица коллектива. Ни один член коллектива не может выйти и забрать свои акции. То есть господин Бойко, имея свой мизерный процент, на самом деле владеет "золотой" акцией, которая позволяет ему при любых обстоятельствах принимать решение от лица 93% акционеров.
В Мариуполе все, включая "Ильич-фарм", "Ильич-торговлю", "Ильич-рестораны", принадлежит комбинату. Выйдя за проходную, человеку больше некуда идти. Вся пресса, телевидение, радио принадлежат Бойко. Все правоохранительные органы, налоговая, СБУ, милиция в Мариуполе кормятся от комбината Ильича. Им идут определенные как непрямые, так и прямые доплаты. Ума хватает даже на то, чтобы чуть ли не по ведомости начальник Донецкой областной милиции высшему составу выдавал дополнительную плату к зарплате с комментарием, что это за их честный труд от комбината Ильича.