Новая подпись. Какие вызовы стоят перед новым главой Госказначейства США

Задача нового главы Госказначейства США Джейкоба Дж. Лью — ни много ни мало спасти Соединенные Штаты от дефолта и конституционального кризиса.


В этом месяце Тимоти Гейтнер покинет кресло секретаря Госказначейства США. На его место президент Барак Обама 10 января предложил нынешнего главу администрации Белого дома Джейкоба Дж. Лью. Кандидатуру Джека Лью, как его называют в Вашингтоне, еще должен утвердить Сенат, но это вряд ли вызовет как-либо затруднения. Единственный аргумент против него — тот факт, что похожая на детские каракули подпись нового министра финансов теперь будет красоваться на всех долларовых банкнотах. "Когда я прочитал об этом в прессе, я решил взять обратно мое предложение о назначении. Но Джек заверил меня, что будет работать над тем, чтобы сделать хотя бы одну букву читабельной, чтобы не снизить ценность нашей валюты", — даже пошутил Обама на пресс-конференции после того, как американская пресса осмеяла автограф Лью.

Но шутки шутками, а назначение Джека Лью говорит о серьезной смене приоритетов Белого дома на период второго президентского срока Обамы. Когда последний назначал Гейтнера главой Госказначейства в 2009 году, первым пунктом на повестке дня в Вашингтоне был финансовый кризис, и Гейтнер, руководивший до этого Федеральным резервным банком Нью-Йорка, был лучшей кандидатурой для борьбы с ним. Лью, не имеющий особого опыта в финансовом регулировании и достаточных связей в финансовом секторе, тогда был бы мало чем полезен. Но теперь проблемы на Уолл-Стрит остались позади, а основным источником головной боли для Обамы стали госфинансы. Сейчас Лью как раз очень уместен.

Задание №1

В феврале Конгресс должен проголосовать о повышении долгового потолка с его нынешнего уровня в $16,4 трлн. Это необходимо, чтобы Госказначейство смогло расплатиться по обязательствам Соединенных Штатов, взятых ранее для покрытия дефицита бюджета. По сути, размер заимствований и, соответственно, выплат по ним Конгресс определяет еще тогда, когда голосует о расходах и доходах бюджета. Но буква закона требует, чтобы по предельному размеру госдолга конгрессмены голосовали отдельно. Причем срочно. Отсутствие разрешения на повышение долгового потолка чревато дефолтом по госдолгу США уже во второй половине февраля или в начале марта. Чем чреват дефолт по самым безопасным ценным бумагам в мире, объяснять излишне. Естественно, не дать это разрешение нельзя. И тут вступают в силу законы демократии. "Получить добро" на повышение долгового потолка невозможно без поддержки республиканцев, контролирующих Палату представителей, и те используют подобную ситуацию как возможность добиться от Белого дома желаемого — сокращения социальных госрасходов без повышения налогов, которое не одобряют их зажиточные избиратели. В прошлый раз летом 2011-го Обама поддался на этот экономический шантаж, но в этот раз он настроен категорично — никаких переговоров с террористами. Вариантов решения этой патовой ситуации (а дефолт — изначально не вариант) несколько. Или республиканцы отказываются от своих претензий, или Белый дом нарушает закон, погашая гособзательства без одобрения Конгресса, или, как шутят экономисты, Госказначейство чеканит платиновую монету стоимостью $1 трлн. и кладет ее в резерв ФРС США, обеспечивая платежеспособность американского центробанка. Роль Джека Лью в этом театре абсурда, грозящего обвалить мировую финансовую систему, — выступить посредником между Белым домом и республиканцами, чтобы ситуация не закончилась фискальным и конституциональным кризисом, переходящим в кризис финансовый.

За какие заслуги или что ждать от Лью

Новый министр финансов — ветеран бюджетных битв на Капитолийском холме. "На протяжении последней четверти века Джек Лью был частью некоторых наиболее важных бюджетных, финансовых и фискальных двухпартийных соглашений в Вашингтоне", — объясняет выбор Обамы пресс-секретарь Белого дома Джей Карни. Будучи старшим советником спикера Палаты представителей Конгресса Типа О"Нила в 80-е, Лью помогал ему найти компромисс с тогдашним президентом Рональдом Рейганом по поводу социального обеспечения и налогового кодекса. В конце 90-х он возглавлял Office of Management and Budget (OMB) при президенте США и фактически играл роль первой скрипки в бюджетных переговорах Клинтона с республиканцами Конгресса. В 2010-2012 гг. Лью уже по инициативе Обамы руководил ОМВ и принимал непосредственное участие в переговорах президента с Конгрессом по поводу долгового потолка летом 2011 года. Тогда он нажил себе врагов среди республиканцев, но заработал репутацию знатока. "Он понимает, как работает налоговая и бюджетная политика. Он понимает Конгресс", — подчеркивает профессор University of Michigan Майкл Барр, который работал с Лью в администрации Клинтона. Кроме того, характер Лью также делает из него хорошего переговорщика. По словам Барра, новый глава Госказначейства — очень методичный и осторожный. Также он известен своей сдержанностью и организационными способностями. А это — самые важные качества для человека, которому предстоит вести переговоры с террористами, грозящими взорвать мировую финансовую систему.

Паспорт

Джейкоб Дж. Лью, 57 лет

  • ВыпускникHarvard University и Georgetown University Law Center,
  • 1979-1987 гг. — старший советник спикера Палаты представителей Конгресса Типа О"Нила,
  • 1988-1993 гг. — партнер юридической компании Van Ness, Feldman and Curtis,
  • 1993-1994 гг. — специальный помощник президента США Билла Клинтона,
  • 1995-1998 гг. — заместитель директора Office of Management and Budget (OMB) при президенте США,
  • 1998-2001, 2010-2012 гг. — директор OMB,
  • 2006-2009 гг. — СОО в Citigroup,
  • 2009-2010 гг. — заместитель секретаря Госдепартамента США по менеджменту и ресурсам,
  • 2012-2013 гг. — глава администрации Белого дома.